130 лет со дня рождения Владимира Маяковского.
19 июля в этом году — важная дата, исполняется 130 лет со дня рождения Поэта и Гражданина —Владимира Маяковского, того самого, который нескольким поколениям известен по «Стихам о советском паспорте»:
— Я достаю из широких штанин
дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я —
Гражданин Советского Союза.
А кто-то знает его с самого детства, поэму «Что такое хорошо и что такое плохо?», как разговор на равных отца и сына, можно читать своему маленькому почемучке сразу же после сказки про Колобка, это развивает. Есть любители и такой грани поэтического таланта, как громогласная, но умелая и от души, пропаганда новой жизни в новой стране Советов:
— Я
земной шар
чуть не весь
обошёл, —
и жизнь
хороша,
и жить
хорошо.
А в нашей буче,
боевой, кипучей,
и того лучше.
И только самые истые фанаты Маяковского знают, что под громадой своего почти двухметрового роста, он не часто обнаруживал публике душу человека легкоранимого и уязвимого, прячущего между строк своей громоподобной поэзии исповедальную лирику и большее горячее сердце: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг…».
Не каждому известно и то, что «поэт могучей метафоры» начинал как художник. В некотором роде и под правильным углом зрения, Москва с её улицами и домами — самобытный памятник поэту-бунтарю. Ведь стихи и поэмы — это ещё не весь вклад Маяковского в копилку русского искусства первой половины двадцатого века. Добавьте сюда абстрактные полотна и портреты любимых женщин его кисти, агитационные и рекламные плакаты с яркими запоминающимися слоганами автора. Пример тому — знаменитая фраза Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме», которая появилась на фасаде первого советского «тучереза», то, что сегодня мы называем «небоскрёбом», на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков. Этот памятник конструктивизма и авангарда в Москве, известный как Дом Моссельпрома, в буквальном смысле, хранит на себе следы Маяковского-художника. В 20-е годы поэт был ядром творческого объединения «Левый фронт искусств», вокруг которого собрались лучшие из лучших, самые яркие, талантливые — литераторы, художники, архитекторы, кинематографисты. Маяковский активно участвовал в различных кружках и течениях, выпускал журнал, снимался в кино и писал сценарии и пьесы. Вот теперь, когда мы вплотную подошли к теме выпуска — Маяковский и Театр, процитирую Поэта: «Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы».
Свою первую пьесу Маяковский написал к очередной годовщине Октября, она называлась «Мистерия-буфф» и несла в себе, как сейчас сказали бы, острую социалку с элементами бытовухи. Перо поэта безжалостно и бескомпромиссно обличало пороки современников, Маяковский делал это азартно, с юмором и глубоким проникновением в суть проблемы. Важно сказать, что драматурга-дебютанта поддержал режиссёр Всеволод Мейерхольд, а оформлением декораций для спектакля занимался никто иной, как Казимир Малевич! Пишу и сама не верю своим глазам… Подумать только — Мейерхольд, Малевич, Маяковский... какие имена! Будут ли говорить с таким же восторгом и придыханием о сегодняшнем театре лет так сто-двести спустя?
Премьера Мистерии прошла в Театре музыкальной драмы осенью 1918 года, где сам автор исполнил сразу несколько ролей. А дальше — больше: в 1929 году, для театра того же Мейерхольда, Маяковский пишет две сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». В программке поэт значится вторым режиссёром, а оформлением сцены и декорациями занимаются лучшие художники своего времени — Евгений Вахтангов и Александр Дейнека. Автором музыки к спектаклю становится… барабанная дробь(!) — Дмитрий Шостакович. Разумеется, обе премьеры бурно обсуждались и зрителями, и критиками.
А что же сегодня, в год 130-летия Поэта? Бесконечно радует то, что культурное сообщество профессионально взбудоражено юбилейной датой. Имя Владимира Маяковского не только украшает фасад драматического театра на Большой Никитской, одного из старейших театров Москвы, который, кстати, отметил свой вековой сезон. Именем поэта пестрят афиши многих столичных театров и арт-площадок. Когда-то Маяковский написал «Себе, любимому»:
— В какой ночи
бредовой,
недужной
какими Голиафами я зачат —
такой большой
и такой ненужный?
Прошло 130 лет, и такому большому и нужному поэту планетарного масштаба — трибуну и горлопану, пронзительному лирику и хулигану, бунтарю и мастеру слога и лозунга, низвергающему святыни с постамента: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…», посвящается!
Главным театральным событием московского лета станет масштабное празднование юбилея поэта, отмечайте в своём театральном календаре:
— На сцене Большого зала Государственного Кремлевского Дворца, Театр на Малой Ордынке (бывший «Театр Луны» Сергея Проханова), представит громкую премьеру 30-го юбилейного сезона — музыкально-драматический спектакль «Маяковский. Городской мюзикл». Ближайшие даты: 19, 31 июля, 9 августа https://www.lunatheatre.ru/play/34.
Режиссёр постановки Александр Рыхлов «убеждает зрителя признать, что Владимир Владимирович Маяковский — человек-эпоха, гений слова, глыба русской литературы». Добавим к этому сильный актёрский состав и можно констатировать: сопротивление бесполезно, лапки кверху, Маяковский, на самом деле, человек-эпоха, гений слова и глыба русской литературы! А вот добивает меня (в хорошем смысле слова) описание спектакля на официальной странице, несмотря на кажущуюся простоту и лаконичность, слова метят и попадают в самое сердце: «История о человеке, который создавал новый мир, но не нашёл в нём места для себя».
— 19, 20 и 21 июля в легендарном Ленкоме состоятся предпремьерные показы долгожданной муздрамы «Маяковский», в постановке недавно назначенного главрежа Алексея Франдетти. Музыку к спектаклю написал Василий Вакуленко (кто не знает, это Баста). «Сквозь «окна РОСТА» Поэта зритель увидит и услышит исступленность его трагической страсти, эгоистичное предательство возлюбленной, далёкие голоса эпохи и ее финальный выстрел в спину Поэта, её воспевшего» https://lenkom.ru/shows/65
Новый 97-й театральный сезон откроется этим спектаклем 8 сентября.
— В театре «Практика» в тесном кругу единомышленников идёт поэтический спектакль-концерт «БРОДСКИЙМАЯКОВСКИЙБЛОК» https://praktikatheatre.ru/events/bmb
Молодые, упоённые поэтическим азартом артисты, отважно и вдохновенно миксуют стихи разных авторов, эпох, стилей и направлений. Выбор поэтов неслучаен, это важнейшие, главные, любимые поэты XX века. Режиссёр спектакля, эффектная артистка Елена Махова, признаётся: «Всё пошло от эгоизма — что я хочу прочитать. Выбранные стихотворения попадают в меня очень сильно, они содержат определённый код, который мне необходимо выкладывать в зрительный зал, чтобы освобождать себя… Маяковский очень актуален сегодня — с его верой в то, что действиями можно перестроить мир, с разочарованием в этой вере и поиском другой».
— На Малой сцене театра имени юбиляра с 2011 года идёт замечательный спектакль по пьесе Саши Денисовой «Маяковский идёт за сахаром», постановка Алексея Кузмина-Тарасова. К слову, пьеса была написана специально для труппы театра. Текст менялся и дописывался по ходу репетиций, артисты вживались в роли, каждый день меняя интонацию, образы, пластику своих героев. Считается, что постановка в большей степени ориентирована на интеллектуального зрителя, который находится в поиске не зрелищности, а смыслов. Если вам интересна «версия становления и падения большого человека с душой ребёнка», рассказанная актёрами Маяковки, то вам сюда https://www.mayakovsky.ru/performance/mayakovskiy-idet-za-sakharom/
Умница Москва-столица подготовила к юбилею поэта довольно обильную культурную программу — концерты, читки, инсценировки, лекции, экскурсии. Вот некоторые из предложений с указанием даты, места и времени проведения:
— Фестиваль «Маяковский Fest 2023» откроет спектакль «Ясам.Маяковский», который пройдёт на площадке ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» в день рождения поэта, 19 июля в 20-00.
— 19 июля в Московском многофункциональном культурном центре покажут спектакль «Облако в штанах», а в культурном центре «Вдохновение» представят короткометражный фильм «Барышня и хулиган», сценаристом и исполнителем главной роли в котором был Владимир Маяковский.
— 20 июля в павильоне «Книги» РОСИЗО состоится лекция «Маяковский: Голиаф русской поэзии». В это же время в павильоне «Рабочий и колхозница» вы можете прослушать лекцию «Маяковский — Родченко. Бунт против канонов».
— 22 июля, снова павильон «Рабочий и колхозница» — посетите литературно-просветительскую программу актрисы Алисы Гребенщиковой «Владимир Маяковский. Записная книжка поэта».
— 23 июля на крыше этого же павильона всех желающих ждёт спектакль-читка «Мистерия-буфф».
А вообще… говорить беспристрастно цифрами, датами и ссылками на спектакли о любимом поэте сложно. Любые дискурсы о Маяковском неизбежно сводятся к одному и тому же вопросу без ответа: Почему? Ведь сам же говорил:
— И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Если вы не сможете осилить всю юбилейную программу, с любовью и трепетом составленную благодарными потомками для жителей и гостей столицы, то хотя бы приезжайте 19 июля на Триумфальную площадь к памятнику Маяковского, приносите красные гвоздики, читайте сами и слушайте стихи Поэта в исполнении современников — друзей, знакомых, случайных прохожих, неравнодушных к «бесценных слов транжиру и моту»... И пусть этот поэтический перформанс будет однозначным и положительным ответом на его лирическое послание в будущее:
— Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят —
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
Краткая история театра
Книга Филлис Хартнолл, британской поэтессы и исследовательницы театра, автора первых театральных энциклопедий на английском языке, считается классическим обзором истории сценических искусств от древности до наших дней. Живое и достаточно подробное изложение основных сведений о развитии драматургии, режиссуры, актерского искусства и театральной архитектуры делает ее незаменимым пособием для изучающих театр. Текст сопровождается множеством иллюстраций, дающих наглядное представление о затронутых в нем темах, а также справочным аппаратом.
Киносценарии
Михаил «Его тема — поэт, идущий через горы времени», — пишет В. Шкловский в статье «Маяковский в кино». Поэт на экране, поэт-сценарист, поэт — «не автор, но предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру» (Б. Пастернак). Такой подход был во многом новаторским, так киноведы видят сходство «8 1/2» Феллини и «Как поживаете?» Маяковского — портрет себя-творца. К сожалению, киносценарии 1918 года не сохранились, в наш сборник вошли датированные 1926-1928 годами: «Дети», «Слон и спичка», «Сердце кино» и другие.
Большой театр
Из яркого и ироничного Саймона Моррисона, вы узнаете об истории главного театра России, о блистательном императорском периоде Большого, о том, как театр стал символом культуры Советского Союза, и о его современных трудностях и успехах.
Эта книга раскроет перед читателем не только официальную историю главного театра страны, но и забытые тайны балерин и их покровителей, истории противостояния балетмейстеров, прим и их недоброжелателей, тайны, связавшие власть и балет. Политика и искусство, история и повседневность России отражаются, как в зеркале, в истории, тайнах и секретах Большого театра.
Во весь голос
Многогранно талантливый, бунтарски страстный, лирически нежный, а главное, нестандартный Владимир Маяковский — одна из титанических фигур русского искусства. Он буквально захватывает внимание читателя «пожаром сердца», азартом, необычностью метафор.
Вся его биография отражается в стихах, поэмах, а самые значимые: «А вы могли бы?», «Адище города», «Нате!», «Послушайте!», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «России», «Люблю», «Во весь голос», пьесы «Владимир Маяковский», «Клоп» и другие — представлены в этом сборнике. Читая эти стихи, поэмы, пьесы, становишься сопричастным его открытиям, чувствуешь творческое движение поэта, понимаешь, какие темы, вопросы, проблемы, препятствия возникают на его пути, и разбираешься вместе с автором, как именно этот автор пытается с ними справиться. И осознаешь трагедию творческой личности, оказавшейся в начале ХХ века в России.
Хорошо!
В настоящее издание вошли стихотворения и поэмы Владимира Маяковского — выдающегося поэта ХХ века, одного из лидеров русского авангарда. Маяковский, который «к штыку приравнял перо», стал голосом революции и символом советской эпохи. Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс… первым русским поэтом-оратором». И, как всякий большой поэт, он перерос свое время: творчество Маяковского — какие бы споры оно ни вызывало сегодня — востребовано новыми поколениями читателей, его жизнь в искусстве оказалась долгой.