Золотые львы Венеции-2023.
Юбилейный 80-й кинофестиваль в Венеции открылся 30 августа показом фильма итало-бельгийского производства «Команданте». Режиссёр Эдоардо Де Анджелис выступил на замену Луки Гуаданьино и его «Претендентов», премьеру которых перенесли на 2024 год из-за забастовки сценаристов и актёрской гильдии в США. Как тут не посочувствовать недавно прошедшей итальянской Мостре? Один из самых значимых и старейших фестивалей мира, к сожалению, не смог блеснуть в лучах многих и многих НЕприехавших из-за океана звёзд. Разве что — Адаму Драйверу, Пенелопе Крус, Джессике Честейн и великолепному Мадсу Миккельсену — удалось порадовать своим присутствием публику, собравшуюся в первые дни осени на редкарпет Венеции. Ах, да! Ещё наш Александр Петров — в погоне за мечтой (получить своего Оскара), как написала одна известная критикесса, безуспешно изображал селебрити в барах, аккредитованных фестивалем для афтепати вечеринок.
Кстати, о критикессе. Давайте вернёмся к фильму открытия. Если не полениться и зайти на страницу фильма на альтернативном Кинопоиску (в части информации о кино) сайте Википедия, помимо очень сжатого синопсиса «Команданте» и прочувствованной речи директора фестиваля, вы узнаете, что в мире существуют только два именитых (от слова «ИМЯ») кинокритика — Антон Долин и Зинаида Пронченко, чьей оценке можно доверять, к чьему мнению стоит прислушиваться. Все же остальные трудяги пера на этом поприще — имени себе не заработали, даже если пишут для Forbes или обозревают для РБК. Удивило. Задумалась: кто же стоит за моей тёзкой ВИКИпедией, делая туда свои бесценные информационные вбросы? А где же все наши плаховы, зельвенские и тыркины? Егор Москвитин, наконец? Вопрос риторический.
Зато! Если кому-то из вас не хватило красоты, величия, именитости среди актёрской братии, займитесь разглядыванием вот этого снимка:
Тут вам и элегантный председатель жюри, режиссёр «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» — Дэмьен Шазелл, и знаменитая своим «Пианино» (1993) — новозеландка Джейн Кэмпион, и, конечно же, все узнали автора и режиссёра «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», живую легенду — Мартина Макдону. На фото, безусловно, хороши все персонажи, просто я назвала своих (думаю, не только своих) самых-самых любимок! Согласитесь, такое жюри не могло ̶о̶б̶л̶а̶ж̶а̶т̶ь̶с̶я̶ ̶ ошибиться и выбрать НЕ ТО КИНО. Это жюри выбрало ТО ЕЩЁ КИНО!
Не стану перечислять фильмы, участвующие в основной и прочих программах и секциях. Истые синефилы и без меня триста раз перечитали всю информацию о конкурсе задолго до его начала, а потом внимательно и пристально мониторили каждый фестивальный день. Подытожим: юбилейный 80-й кинофестиваль в Венеции завершился.
Результаты киносмотра опубликованы на всевозможных интернет-площадках, ресурсах, новостных и гламурных изданиях. Никому из интересующихся не составит труда узнать, что победителем стал очередной, не побоюсь этого слова, шедевр от большого мастера фантасмагорий Йоргоса Лантимоса — Poor Things. А я, в свою очередь, знаю, что вы, бедные мои несчастные, кусаете локти, ногти и волосы и прокладываете маршруты на яндекс.картах — как и где этих самых, триумфальных «БЕДНЫХ-НЕСЧАСТНЫХ» посмотреть? Тому, кто первым найдёт ссылочку для скачивания — мой приз (ещё не придумала какой, главное, поделитесь)!
Два Кубка Вольпи — с традиционным разделением на мужское и женское (большой палец вниз в адрес Берлинале), получили ранее ̶н̶е̶п̶р̶и̶м̶е̶ч̶а̶т̶е̶л̶ь̶н̶ы̶е̶ неотмеченные столь важными наградами актёры: Питер Сарсгаард за роль в фильме «Память» (кстати, примечателен тем, что женат на Мэгги Джилленхол); и Кэйли Спэни — за исполнение главной роли в фильме «Присцилла» (кстати, Кэйли замужем за Джейком Джилленхолом, шутка, нет, конечно, незамужем). Награждение кубками Вольпи Питера и Кэйли не может не радовать, ибо не Эммой Стоун единой жив синефил, суть любого состязания (одна из) — открытие новых имён. И здесь Шазелл и его команда тоже не подкачали.
Достойно выступила на Мостре старая режиссёрская гвардия. Хочется немного поговорить об этом. Мэтру, официально опальному за океаном, Вуди Аллену — зал рукоплескал пронзительно долго; когда пристально смотришь видео standing ovation в его честь, трудно понять, что ослепляет больше — слёзы тихого умиления и восторга на глазах присутствующих или блеск бриллиантов от Cartier и Bulgari на прелестных ушках и пальчиках Адрианы Лима и великолепной Изабель Юппер. «Великая ирония» — 50-я по счёту, юбилейная и, как говорит сам Аллен, последняя его картина. Кто-нибудь верит этому? Поживём-увидим!
«Полански “порвал” фестиваль в Венеции» — кричали заголовки фестивальной прессы, и это относится не только к фильму, но, разумеется, и к самому режиссёру. Роман Поланский, также преследуемый поборниками новой морали, не прячет фигу в кармане, а вполне отчётливо демонстрирует злобный кукиш всей процветающей в своём гниении Европе. Не нужно быть ни провидцем, ни очевидцем внеконкурсного показа, достаточно прочитать короткий синопсис к фильму The Palace, чтобы понять — всем прототипам прошлогоднего «Треугольника печали» с их лицемерием, высокомерием, несуществующими проблемами, зашкаливающим снобизмом и неумением посмотреть на себя со стороны, посвящается сей «Дворец». В картине снялись: Микки Рурк, Фанни Ардан и — наш Александр Петров.
Венчает троицу живых легенд на острове Лидо ещё один оскандалившийся режиссёр. Не всем пришлось по душе участие в основном конкурсе криминальной драмы «Догмэн» Люка Бессона. Французский мэтр, которого долго и упорно пытаются «отменить», к примеру, в Каннах от него да-а-а-авно открестились, явился на красную дорожку с группой поддержки в лице супруги Виржини Силлы и четверых своих детей (от разных жён). Старина Люк не в силах был сдержать эмоции — накатило, что называется, шестиминутные овации зала спровоцировали автора Подземки, Никиты, Голубой бездны, Пятого элемента и, конечно же, Леона, на сантименты — скупая мужская слеза скатилась по его небритой щеке. После шестилетнего перерыва возвращение культового режиссёра назвали триумфальным, а сам фильм, хоть и получил неоднозначные оценки критиков — от максимально высоких, до экстремально низких, тем не менее закрепился в статусе — «Король категории „Так плохо, что хорошо“».
И всё бы хорошо и складно, если бы НЕ..
Увы, НЕ все триумфаторы, победители, да и просто любопытные ленты Венеции-2023 дойдут до российского зрителя, и это, конечно, ̶д̶о̶-̶р̶е̶-̶м̶и̶-̶ф̶а̶-̶-соль на наши раны. Чтобы закончить на мажорной ноте, хочу перечислить те фестивальные шедевры, которые уже расположились в отечественной киноафише по датам. Записываем в блокнотик в хронологическом порядке:
ВЕЛИКАЯ ИРОНИЯ в кино с 28 сентября https://www.kinopoisk.ru/film/4541527/
Реж. Вуди Аллен
ДОГМЕН https://www.kinopoisk.ru/film/4922959/ смотрим в кинотеатрах с 26 октября
Реж. Люк Поль Морис Бессон
ПРЕДЧУВСТВИЕ сай-фай-мелодрама от Бертрана Бонелло с красавицей Леа Сейду в прокате с 9 ноября https://www.kinopoisk.ru/film/4921783/
МЕЧ КОРОЛЯ С МАДСОМ(!!!) тоже выходит 9 ноября. Режиссёр Николай Арсель не новичок в жанре костюмной драмы. Его «Королевский роман» с тем же Миккельсеном и Алисией Викандер в главных ролях номинировался на Оскара в 2013 году и имеет в копилке двух серебряных медведей из Берлина-2012.
ДВОРЕЦ старт проката — 23.11.23 https://www.kinopoisk.ru/film/4472264/
Реж. Роман Полански
НА ЗЕМЛЕ СВЯТЫХ И ГРЕШНИКОВ — неудержимый в битве за справедливость Лиам Нисон, он же киллер на пенсии, попытается отмолить все грехи, совершённые за долгую жизнь — на экранах страны с 23.11.23, в российском прокате ПОСЛЕДНИЙ НАЁМНИК https://www.kinopoisk.ru/film/4696433/
Реж. Роберт Лоренц
ФЕРРАРИ в российском прокате с 21 декабря https://www.kinopoisk.ru/film/944846/
Семейная драма, под рёв гоночных моторов эффектно разыгранная Адамом Драйвером и Пенелопой Крус.
Реж. Майкл Манн — автор легендарной «Схватки» с Де Ниро и Аль Пачино.
Фильмы, даты проката которых ещё не определены, но уже есть уверенность в том, что зритель их увидит:
«Присцилла» Софии Копполы https://www.kinopoisk.ru/film/5160497/
«Память» Мишеля Франко с Питером Сарсгаардом и Джессикой Честейн https://www.kinopoisk.ru/film/4968713/
«Наёмный убийца» Ричарда Линклейтера https://www.kinopoisk.ru/film/5051126/
«Идеальный лжец» с Питером Сарсгаардом и Сарой Гейдон (фильм закрытия параллельной секции «Дни авторов») https://www.kinopoisk.ru/film/5366453/
И два фестивальных релиза представит российскому зрителю в 2024 году компания «Русский репортаж» — «Даааааали!» Кантена Дюпье https://www.kinopoisk.ru/film/5212650/ и «Making Of» Седрика Кана https://www.kinopoisk.ru/film/5362568/
Осень, ребята… это весной хочется всего и быстро, а когда The fall of leaves — хочется растянуть. Надеюсь, не утомила. Ciao, ragazzi!
Скрытый смысл: Создание подтекста в кино
Все не так просто, как кажется. Это касается и жизни, и искусства, особенно когда речь идет о кино: ведь в сценариях, тем более выдающихся, кроме текста всегда есть еще и подтекст. Линда Сегер, блестящий знаток кино и авторитетный сценарный гуру, приняла участие в разработке более чем двух тысяч фильмов и консультировала специалистов по всему миру.
Уникальность книги в том, что, хотя все мы интуитивно понимаем, что такое подтекст, никто до Линды Сегер не брался системно описать его. Разгадать подтекст — значит понять скрытые мотивы и намерения героев, научиться считывать язык авторских метафор и высказываний. Это и есть первый шаг к пониманию чего-то важного не только в сценарии, книге или кино, но и в самих себе. Для многих работа Линды Сегер стала не просто профессиональным руководством, но и настоящим учебником жизни.
Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления
Каждая из разновидностей кино заслуживает отдельной истории. В этой книге четыре раздела: жанры, фильмы, направления и приемы. Она исследует коммерческий, независимый и артхаусный кинематографы с момента возникновения и до наших дней.
Кино
Жиль Делез, по свидетельству одного из его современников, был подлинным синефилом: «Он раньше и лучше нас понял, что в каком-то смысле само общество — это кино». Делез не просто развивал культуру смотрения фильма, но и стремился понять, какую роль в понимании кино может сыграть философия и что, наоборот, кино непоправимо изменило в философии. Он был одним из немногих, кто, мысля кино, пытался также мыслить с его помощью. Пожалуй, ни один философ не писал о кино столь обстоятельно с точки зрения серьезной философии, не превращая вместе с тем кино в простой объект исследования, на который достаточно посмотреть извне.