День рождения Жана-Поля Сартра.
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр, более известный, как просто Жан-Поль Сартр – французский философ-экзистенциалист, писатель, драматург, эссеист и педагог. Широкому кругу читателей известен благодаря своему роману «Тошнота».
Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже в семье офицера и домохозяйки. Вторую мировую он провел в плену, где прочитал «Бытие и время» Мартина Хайдеггера. Книга произвела на пленного философа неизгладимое впечатление, и в будущем, он разовьёт тему феноменологической онтологии в своём «Бунтующий человеке». Жан-Поль был членом подпольной антифашистской организации «Социализм и свобода», где познакомился с Альбером Камю. Ближе к концу войны, вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти основал журнал «Новые времена». С этого момента и до самой своей смерти в апреле 1980 года, философ вел активнейшую политическую жизнь, разрабатывая свою философию экзистенциализма.
Современники характеризовали Сартра как человека крайне деятельного и продуктивного. Сартр был писателем, который сопротивлялся, а не сопротивленцем, который писал. Он придерживался крайне левых взглядов, и одним из центральных понятий для всей его философии всегда оставалось понятие свободы. В статье «Экзистенциализм — это гуманизм», приводя цитату Франсиса Понжа: «Человек — это будущее человека», Сартр выдвигал и доказывал идею о том, что именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. С таким пониманием свободы, по мнению философа, неотрывно связана идея отчуждения, которую он развил в «Тошноте»: человек абсолютно не в состоянии постичь что-либо, кроме своего окружения. И его тоже он постичь не может. Именно благодаря Сартру и Камю, человек вновь стал центром вселенной и сам волен распоряжаться своей свободой. Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе 1964 года, но команда Р* высоко ценит его идеи и мощный ум, поэтому мы собрали для вас подборку самых ярких философов прошлого и современности.
Дороги свободы
Возможна ли абсолютная свобода - или нам навеки суждено оставаться в узких рамках дозволенного? Что такое любовь - унизительный психологический атавизм или, напротив, одна из высших свобод, доступных мужчине и женщине? И где проходит грань между прозябанием и полноценной жизнью? "Быть или не быть?" - главный, в сущности, вопрос, который мыслители задают себе и человечеству. Однако Сартр, сторонник концепции "обесценивая жизни", дает на него весьма и весьма необычный ответ… В "Дорогах свободы" ярко выражены философские, политические, интеллектуальные и творческие убеждения Жана Поля Сартра.
Символический обмен и смерть. 3-е издание
Когда мыслители европейской цивилизации один за другим объявили смерть Бога, искусства, истории и морали, то реальность неизбежно и незаметно оказалась вытеснена гиперреальностью. Этот эффект первым заметил и озвучил Жан Бодрийяр, взяв за основу положения фрейдизма и марксизма, он наглядно показал тождественность бессознательного и производственных отношений, схему того, как наш внутренний страх смерти выстраивает капиталистическую иерархию классового неравенства. Маскируя этот страх, мы создаём всё больше символов, которые больше не ведут нас к вещам, а лишь к другим символам, ещё глубже погружая общество в симуляцию реальности. В этой книге культовый французский философ не только обозначает проблемы современного общества потребления, но и пытается нащупать альтернативный подход, восходящий к архаическим формам «символического обмена» дарами, ритуалам, играм и поэзии, чтобы прервать бесконечный поток симуляций и вырваться в настоящую реальность.
Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы
Более 250 лет назад на Гревской площади в Париже был четвертован Робер-Франсуа Дамьен, покушавшийся на жизнь короля Людовика XV.С описания его чудовищной казни начинается "Надзирать и наказывать" — одна из самых революционных книг по современной теории общества. Кровавый спектакль казни позволяет Фуко продемонстрировать различия между индивидуальным насилием и насилием государства и показать, как с течением времени главным объектом государственного контроля становится не тело, а душа преступника. Эволюция способов надзора и наказания постепенно превращает грубое государственное насилие в сложнейший механизм тотальной биовласти, окутывающий современного человека в его повседневной жизни и формирующий общество тотального контроля.
История западной философии
Бертран Рассел (1872-1970) — лауреат Нобелевской премии по литературе, математик, общественный деятель и один из величайших философов ХХ века, автор знаменитых работ «Проблемы философии», «Человеческое познание: его сфера и границы», «Азбука относительности», «Брак и мораль» и «История западной философии». «История западной философии» - самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела. В нем он прослеживает развитие философских взглядов от возникновения греческой цивилизации и до 20-х годов двадцатого столетия.
Введение в психоанализ
В свое время идея Зигмунда Фрейда о влиянии полового инстинкта на психику и развитие человеческого общества произвела эффект разорвавшейся бомбы. Теория о бессознательном, которое влияет на все наши действия и поступки, и о сексуальном влечении как главной движущей силе отдельной личности и общества в целом и по сей день вызывает споры в научной среде, однако невозможно отрицать, что учение Фрейда о психоанализе внесло неоценимый вклад в развитие всей мировой психологии.
Предлагаемое вниманию читателя издание представляет собой цикл лекций по введению в психоанализ, прочитанных Зигмундом Фрейдом в 1915–1917 годах.
Государство
Диалог "Государство" занимает особое место в творчестве и мировоззрении Платона. В нем он рисует картину идеального, по его мнению, устройства жизни людей, основанного на высшей справедливости, и дает подробную характеристику основным существующим формам правления, таким, как аристократия, олигархия, тирания, демократия и другим.
Эпиктет Беседы
Эпиктет, по примеру Сократа, только вслух излагал свои мысли, поэтому "Беседы" дошли до нас в записи его ученика, впоследствии прославленного историка Арриана. Его философия проповедует человеколюбие и чистоту души, отстаивает равенство всех людей.
Главная задача философии – научить различать то, что сделать в человеческих силах, а что нет. Изменению неподвластны внешний мир и внешние обстоятельства. Не вещи, а только представления о них делают людей счастливыми или несчастными. Нам подвластны мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье.
Род человеческий
Что делает людей людьми? По мере того как наука и техника оспаривают границы между жизнью и не-жизнью, между органическим и неорганическим, этот старый вопрос становится необычайно своевременным. Тимоти Мортон, известный представитель объектно ориентированной философии, приглашает нас взглянуть на этот философский вопрос как на глубоко политический. В наших отношениях с нечеловеческими существами мы определяем судьбу нашей человечности. Становиться человеком, утверждает Мортон, на самом деле означает выстраивать отношения солидарности с нечеловеческими существами для более широкого понимания реальности, которое одновременно включает и преодолевает понятие видов.
Творение и анархия
Сборник эссе итальянского философа, впервые вышедший в Италии в 2017 году, составлен из 5 текстов:
- «Археология произведения искусства» (пер. Н. Охотина),
- «Что такое акт творения?» (пер. Э. Саттарова),
- «Неприсваиваемое» (пер. М. Лепиловой),
Воззвание к жизни: против тирании рынка и государства
Трактат бельгийского философа, вдохновителя событий Мая 1968 года и одного из главных участников Ситуационистского интернационала. Издан в 2019 году во Франции и переведён на русский впервые. Сопровождается специальным предисловием автора для русских читателей. Содержит 20 документальных иллюстраций.
Критика чистого разума
Иммануил Кант — величайший из философов Нового времени, основоположник классической немецкой философии. Круг профессиональных интересов Канта был необычайно широк. Он разработал теорию происхождения солнечной системы, изучал землетрясения, читал лекции по физике и географии. Однако важнейшими работами Канта, совершившими подлинный переворот в области мысли, являются так называемые «Критики», включенные в настоящее издание: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Эти труды во многом определили дальнейшее развитие философской мысли и оказали влияние на воззрения Шиллера, Гёте, Шеллинга, Гегеля, а также русских мыслителей XIX и XX веков; и по сей день наследие Иммануила Канта остается бесценным источником пищи для размышлений в области теории познания, философии нравственности и искусства.
Воля к власти
"Воля к власти" – венец философского творчества Ницше. Она не была завершена им самим и вышла в свет только после его смерти в реконструкции, предпринятой его сестрой Э. Фёрстер-Ницше и сотрудниками Архива Ницше. Тем не менее, эта книга вызвала настоящий резонанс и бурные споры, оказав сильнейшее воздействие не только на развитие мировой философии, но и на весь ход истории XX столетия.
Согласно Ницше, воля к власти, будучи "воплощенной волей к жизни", лежит в основе всего сущего, является "самой внутренней сущностью бытия", определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека. А значит требуется кардинальная переоценка ценностей культуры, религии и морали…
Лекции по античной философии
Публикуемые лекции Мераба Константиновича Мамардашвили - один из курсов по истории философии, которые были прочитаны в 1978-1980 гг. студентам ВГИКа. Автор ставит перед собой задачу рассказать об истории философии как истории размышлений об отношениях человека и мира. В центре его внимания проблема бытия , возникающая в пространстве древнегреческой мысли. Мамардашвили прослеживает в размышлениях греческих философов фундаментальные принципы, лежащие в основаниях античного, а, в последующем, и европейского идеала мышления и понимания мира и человека. Настоящее издание является наиболее выверенным на сегодняшний день и рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся актуальными вопросами культуры.
Опыт о человеческом разумении
Джон Локк (1632–1704) — английский философ, крупнейший мыслитель эпохи Просвещения, «отец либерализма», повлиявший на развитие эпистемологии и политической философии, последовательный сторонник теории общественного договора, демократической революции и права народа на свержение тирана, создатель теории разделения властей. Идеям Локка наследовали Вольтер и Жан-Жак Руссо, а позднее от них же отталкивался Иммануил Кант. Воздействие взглядов Локка мы обнаруживаем в тексте Декларации независимости США, и современными гуманистическими представлениями о базовых правах человека мы тоже во многом обязаны ему.
«Опыт о человеческом разумении» — одна из ключевых работ Джона Локка и один из центральных трудов эмпиризма. Здесь Локк — отчасти в диалоге с Декартом и Гоббсом — опровергает представления рационалистов о врожденных идеях, последовательно постулирует первичность ощущения и непосредственного опыта в сравнении с разумом и рассматривает генезис идей в связке с чувствами, словами и восприятием. Понятия идентичности и «я», как их трактует современная психология, во многом уходят корнями в эпистемологическую теорию Локка. Эта работа повлияла на многих философов Просвещения, в том числе на Дэвида Юма; с ней жарко полемизировали Готфрид Лейбниц и Джордж Беркли. «Многие философы сочиняли романы о душе — но вот пришел мудрец, который скромно написал ее историю», — так комментировал «Опыт о человеческом разумении» Вольтер.
Zettel. Заметки
Zettel – коллекция заметок Людвига Витгенштейна (1889–1951), написанных с 1929 по 1948 год и отобранных им лично в качестве наиболее значимых для его философии. Возможно, коллекция предназначалась для дальнейшей публикации или использования в других работах. Заметки касаются всех основных тем, занимавших Витгенштейна все эти годы и до самой смерти. Формулировки ключевых вопросов и варианты ответов – что такое язык, предложение, значение слова, языковые игры, повседневность, машина, боль, цвет, обучение употреблению слов и многое другое – даны в этом собрании заметок ясно настолько, насколько это вообще возможно для Витгенштейна, многогранно и не без литературного изящества. Zettel – важнейший источник понимания его философии и заложенного в ней потенциала для философской работы сегодня.
Левиафан, или Материя
Левиафан — имя древнего морского чудовища, упоминаемого в Библии, воплощения природных стихий, подавляющих человеческую волю.
Левиафан — имя, которое дает Томас Гоббс современному государству, где люди обязаны жертвовать частью своих естественных желаний и прав ради собственной безопасности. Закон Левифана — это закон каждого человека.
«Левиафан» Томаса Гоббса — один из самых важных философских трактатов о теории власти, оказавших колоссальное влияние на развитие культуры, философии и политического устройства современного общества.
Мир как воля и представление. Мысли
Артур Шопенгауэр — выдающийся немецкий философ-иррационалист, представитель философии жизни, ставшей реакцией на рационализм эпо х и Просвещения. В 1819 году Шопенгауэр опубликовал свой главный труд «Мир как воля и представление», в котором стремился обосновать новое и всеобъемлющее учение, противоположное рационализму Нового времени. Комментированием и популяризацией этого труда Шопенгауэр занимался до конца жизни. В его учении соединились идеи и мотивы философии Платона, Канта, немецкого романтизма. Идеи Шопенгауэра обращены к цельному пониманию мира, единого с природой человека. Отправная точка его философии — это концепция мира как осознанного представления о нем. По мнению философа, движущая сила все х явлений во Вселенной — воля к жизни, которая проявляет себя во всем сущем. Идеи Шопенгауэра получили широчайшее распространение в Европе, его влияние на науку и культуру второй половины XIX и х х века неоспоримы.
В книгу также выключены работы Шопенгауэра «Мысли» и «Афоризмы житейской мудрости», раскрывающие его этические взгляды и способные служить своеобразным автокомментарием к его основному философскому наследию.
Быть человеком. Концепция человека у Карла Маркса
Эрих Фромм – крупнейший мыслитель ХХ века, один из великой когорты "философов от психологии" и духовный лидер Франкфуртской социологической школы.
В сборник "Быть человеком" включены статьи и лекции разных лет, посвященные вопросам, интерес к которым Эрих Фромм сохранял на протяжении всей своей жизни. Он полагал, что единственной альтернативой современному развитию общества, ведущему к самоотчуждению человеческой личности, может быть только ренессанс гуманизма, и предлагал внимательнее присмотреться к трудам гуманистов-мыслителей, наиболее яркими представителями которых считал Мейстера Экхарта и, как ни парадоксально это звучит, Карла Маркса.
В работе "Концепция человека у Карла Маркса" Эрих Фромм попытался развенчать сложившиеся стереотипы и многочисленные трактовки, исказившие до неузнаваемости истинную философию Маркса.
Личность и общество в анархистском мировоззрении
Издание брошюры А.А. Борового сопровождается вступительной статьей Петра Рябова и значительной хронологией жизни теоретика анархизма. Для широкого круга читателей.
Философия: Кому она нужна?
Этот сборник эссе стал последней работой Айн Рэнд, над которым она работала перед смертью в 1982 г. В нем она обобщает и отстаивает свои философские взгляды, которые легли в основу ее бестселлеров «Атлант расправил плечи» и «Источник». Согласно ее идеям, разум — это не просто отличительная, но фундаментальная черта человека, благодаря которой он выживает.
Для Айн Рэнд философия — это сила, формирующая сознание и характер индивидов и наций; выбор человека не в том, придерживаться ли ему той или иной философской концепции или нет, а в том, какую принять для себя. Писательница критикует этические взгляды Канта, пишет о значимости языка и объясняет, что необходимо для формирования рациональной и сознательной философии.