День рождения Александра Сергеевича Пушкина в Р*.
Сегодня, 6.06.1799, в Москве, родился величайший национальный русский поэт, основоположник современного русского литературного языка, один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века Александр Сергеевич Пушкин.
О великих сложно писать сложно, их нужно читать. К Александру Сергеевичу это применимо в первую очередь. Лучше, команда Р* расскажет вам, как так получилось, что «Александр Пушкин создал русский литературный язык». А пока вы читаете это, можете выбрать себе произведение по душе.
Произведения Александра Сергеевича считаются энциклопедией образцов применения русского языка, формирование которого происходило в 20-30 годах XIX века. Но это не означает, что появился великий поэт, и все начали говорить его языком. Совсем нет. На самом деле утверждение о том, что «А. С. Пушкин – основоположник русского литературного языка» принадлежит легендарному лингвисту Виктору Владимировичу Виноградову, который в одноимённой статье, исследовавшей формирования русского языка в срезе 120 лет, доказал своё утверждение.
Пушкиным Виноградов занимался очень тщательно и скрупулёзно: составил «Словарь языка Пушкина», написал множество статей, применял свой авторский историко-литературный метод исследования языка с широким историческим контекстом.
И если подытожить и не утомлять вас, то выглядит всё так: Пушкин язык создал, а Виноградов побудил всех говорить на нём. Такие дела.
Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — самое известное и самое значительное произведение А. С. Пушкина, вершина русской поэзии и предмет многочисленных исследований. Пушкин начал роман в мае 1823 года, а закончил только осенью 1831 года, когда было написано «Письмо Онегина к Татьяне». Осенью 1823 года поэт сообщал друзьям: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница…»
Занимательный, легкий, основанный на любовной истории, переданной в манере доверительной беседы автора с читателем — и вместе с тем полный неразрешимых парадоксов и загадок, пушкинский роман привлекает новые и новые поколения читателей.
В настоящее издание включен комментарий к роману известного филолога Ю. М. Лотмана. Ученый показывает внутренне сложную, полную противоречий структуру романа «Евгений Онегин», скрывающуюся за внешней легкостью и понятностью пушкинских строк.
Медный всадник. Петербургская повесть
Эта книга — авторский проект замечательного художника Михаила Бычкова, в иллюстрациях которого эпизоды пушкинской поэмы и пушкинский Петербург буквально оживают. «Я не ставил перед собой задачу проиллюстрировать „Медный всадник“. Мне хотелось создать живописный эквивалент поэмы — сложный, многоуровневый, как и она сама». Поэма «Медный всадник», одно из самых глубоких и совершенных произведений А. С. Пушкина, написана в Болдине в октябре 1833 года. В ней изображено масштабное наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 года. Назвав свое произведение «петербургской повестью», Пушкин открыл в русской литературе тему большого города. Трагическое событие, сломавшее привычный ход жизни, оборачивается настоящей фантасмагорией, закономерностью, связанной с особенной судьбой Петербурга в русской истории и культуре. При жизни поэта было опубликовано лишь начало «Медного всадника»: «высочайший цензор» Николай I потребовал внести в поэму изменения, на которые Пушкин не согласился пойти.
В издание также включена статья Михаила Бычкова, а также статья и комментарии литературоведа Галины Потаповой.
Капитанская дочка
Об Александре Сергеевиче Пушкине Н. В. Гоголь когда-то совершенно справедливо сказал так: «Пушкин есть… чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет… В нём… заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка…» Каждое произведение Пушкина – образец безупречного литературного слова, непревзойдённого по своей красоте и мощи. И повесть «Капитанская дочка», вошедшая в это издание, – ещё одно тому подтверждение. Действие повести разворачивается во времена пугачёвщины, которую сам Пушкин характеризовал как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Поэты пушкинской поры
Первую треть XIX века в истории русской литературы нередко называют «золотым веком» поэзии. Это выражение использовал П. А. Плетнев, назвав В. А. Жуковского первым в блистательной плеяде поэтов — современников и друзей А. С. Пушкина. В их числе Е. А. Баратынский, К. Н. Батюшков, Д. В. Веневитинов, А. И. Воейков, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, Д. В. Давыдов, A. А. Дельвиг, B. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский, К. Ф. Рылеев, Н. М. Языков. Каждый из них оставил заметный след в русской словесности, и каждый шел в поэзии своим путем. Это было время интенсивных эстетических поисков, выработки нового поэтического языка, способного выразить мир частного человека — в его повседневных заботах или в возвышенных гражданских устремлениях. Русская лирика обрела возможность раскрыть недоступное ей прежде многообразие мира, она стала высоким искусством. Совершенство формы, точность выбранного слова, оригинальность мысли и образов — критерии, которые сложились в русской поэзии в начале XIX века и которые надолго вперед определили ее развитие.
Пиковая дама. Египетские ночи
Ясность, точность, лаконизм, отказ от стилистических украшений — черты, которые, безусловно, отличают пушкинскую прозу; вместе с тем за внешней простотой скрыт настолько богатый смысловой потенциал, что литературоведы на протяжении вот уже почти двух веков не устают разгадывать шедевры Пушкина. К прозе, которую прежде называл «презренной», он обратился только в конце 1820-х годов, уже снискав известность и признание как поэт. Это обращение оказалось исключительно плодотворным — разнообразным в тематическом и жанровом отношении, богатым повествовательными приемами. «А разве есть русские романы?.. Пришли, батюшка, пожалуйста пришли», — в словах старой графини из «Пиковой дамы» явно звучит авторская ирония. Пушкинские опыты в прозе наметили новые пути для развития отечественной словесности. В настоящее издание вошли роман «Дубровский» (1832–1833), повести «Пиковая дама» (1833) и «Египетские ночи» (1835).
Я помню чудное мгновенье...
«…Все поэты — любви мечтательной друзья», — говорит автор «Евгения Онегина». Любовная лирика занимает в творчестве А. С. Пушкина значительное место. Первое из известных нам пушкинских стихотворений было адресовано крепостной актрисе Наталье: лицеисты видели ее игру в домашнем театре графа В. В. Толстого в Царском Селе. В игривом тоне юный повеса признавался: «Так и мне узнать случилось, Что за птица Купидон». Взрослея, Пушкин не то чтобы оставил эту легкость, фривольность любовных посланий, — но сами оттенки и проявления любовного чувства в более поздних его стихах оказываются богаче и многообразнее. Настоящее издание построено по принципу своеобразного «лирического дневника» поэта — где отмечены победы и поражения, беспрестанные перепады от высокой любовной страсти к шутке, а иногда и скабрезности. Перед нами предстает влюбленный Пушкин. Воронцова, Керн, Оленина, Ушакова, Гончарова… «Как поэт он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался… — вспоминала М. Н. Волконская, тоже адресат пушкинской лирики, и добавляла: — В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел».
Евгений Онегин. Пропущенные строфы. Другие редакции и варианты
редставленная вниманию читателей книга позволяет сопоставить канонический текст романа со всеми известными на сегодняшний день пропущенными строфами, черновыми набросками, другими редакциями и вариантами стихов романа.
Издание, выполненное с использованием технологии "книга в книге", стало возможным благодаря усилиям поколений пушкинистов, потративших годы на сохранение и расшифровку рукописей поэта.
Стихи пацанов. О чести и дружбе
Гордецы и авантюристы, поэты и джентльмены, борцы за свободу и загадочные мастера...
Поэты Золотого века намного ближе к нам, чем кажется. Каждый из них оказал влияние не только на литературу, но и на всю жизнь нашей страны. Мы любим этих героев, дуэлянтов и скандалистов, ведь их жизнь — куда интереснее, чем сказано в школьной программе.
Пушкин и Лермонтов, Давыдов и Баратынский — все они знали ценность каждого сказанного и написанного ими слова.
А самое главное — могли за него постоять.
В книгу включены стихи Жуковского, Вяземского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова и других.
Александр Пушкин на rendez-vous. Любовная лирика с комментариями и отступлениями
Книга представляет собой сборник любовной лирики А. С. Пушкина, выстроенной в хронологическом порядке с 1813 по 1836 год. От первых полудетских стихотворений до поздних поэтических шедевров прослеживается путь пушкинского лирического героя, меняющегося и развивающегося с годами. Стихотворения сопровождаются комментариями, связанными с их литературным контекстом, бытом пушкинского времени и обстоятельствами личной жизни поэта. Отступления, посвящённые отдельным сквозным мотивам, постоянным темам и образам пушкинской любовной лирики, позволяют глубже понять её своеобразие.
Комментарии и отступления написаны О. С. Муравьевой, старшим научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
Стихотворения
Стихи величайшего поэта всех времён Александра Пушкина без исключения являются настоящими шедеврами русской литературы. В каждом стихотворении, будь то лирическая миниатюра или масштабная поэма, чувствуется уникальный стиль автора, его несравненное мастерство, юмор, подлинный взгляд провидца. Александр Сергеевич Пушкин, безусловно, остается ключевой фигурой, вдохновляющий новые поколения поэтов. Этот сборник — лучший подарок для всех поклонников его творчества, а также прекрасный способ попробовать понять сердце и разум гения.
Сказка о царе Салтане. Сказки
В книгу вошли три сказки Александра Сергеевича Пушкина — "Сказка о царе Салтане…", "Сказка о золотом петушке" и "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
А. С. Пушкин написал их почти 200 лет назад, но они не теряют своей актуальности и сегодня. Каждая из сказок — кладезь мудрости, тонкого юмора и особого, образного и певучего, языка великого поэта.
Все произведения сборника входят в программы обязательного школьного чтения.
Иллюстрации современного художника Ивана Цыганкова.
Для среднего школьного возраста.