Экраны и подмостки. Фестиваль «Золотая маска»-2023
Главное театральное событие февраля и ближайших двух месяцев весны — фестиваль «Золотая маска»-2023.
Немного истории: Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска» учреждены Союзом театральных деятелей России в 1993 году. Изначально премия задумывалась как независимая профессиональная награда среди московских театров. Начиная с 1996 года, премия выходит на всероссийский уровень и объявляется национальной.
Основную задачу фестиваля, на мой взгляд, сформулировал Александр Калягин (Председатель Союза театральных деятелей России c 1996 года), сказав следующее: «Мне хочется, чтобы „Золотые Маски“ уезжали всё чаще далеко от Москвы, а не только оседали в столичных театрах. Чтобы были открытия, появлялись новые имена талантливых артистов, режиссёров, художников… Уверен — они есть в нашей огромной стране».
Сегодня для того, чтобы «„Золотые Маски“ уезжали далеко от Москвы», театры из разных уголков России приезжают в Москву и показывают свои новые, лучшие работы — профессиональному сообществу, критикам и знатокам театра, столичным театралам и гостям города.
Главный театральный смотр российских спектаклей сезона 2021–2022 стартовал в феврале этого года и продлится до 22 апреля. Cцены московских театров примут 50 участников конкурса из 17 городов России. Афишу фестиваля вы можете самостоятельно изучить тут https://www.goldenmask.ru/afisha.html , а я возьму на себя ответственность, снимая с себя все обязательства по приобретению билетов, и дам несколько рекомендаций на что/кого обратить пристальное внимание и успеть посмотреть работы номинантов до того, как он/она/они, став лауреатами, увезут свои маски за пределы Садового кольца, да что там! Говоря словами Александра Калягина — увезут «далеко от Москвы», за МКАД.
Итак, смотрим!
На сцене московского Театра им. Пушкина в рамках фестиваля ЗМ покажут «Макбет» (Драматический театр, г. Новокузнецк) https://www.goldenmask.ru/spect_2518.html — работу режиссёра Петра Шерешевского, взбудоражившего своей «Марией Стюарт» столичный театральный бомонд (премьера сезона 2022-2023 в МТЮЗ, также в программе фестиваля). У Макбета, как и у Стюарт — 5 номинаций ЗМ.
Афиша и билеты на «Марию Стюарт» https://moscowtyz.ru/mariya-styuart-3
Далее, «РЕБЕНОК», Камерный театр, Воронеж https://www.goldenmask.ru/afisha.html
Издание «Сноб.» утверждает, что спектакль непременно должен понравиться «поклонникам Ларса фон Триера, визуального театра и тонких психологических игр». А мы такое любим, не так ли?
После того, как два важных и нужных спектакля молодого и востребованного режиссёра Антона Фёдорова почили в бозе вместе с Гоголь-Центром («Петровы в гриппе» и «Буковский»), что нам остаётся? Ура-ура, нам остаются ещё три невероятные работы Антона — «Ревизор» в театре «Около дома Станиславского», «Это не я» https://vnutri.space/eto-ne-ya и премьера «Где ты был так долго, чувак?» в Пространстве ВНУТРИ https://vnutri.space/chuvak
Если вы по какой-то причине до сих пор не слышали этого имени, попробуйте, испытайте себя на прочность, посмотрите все, какие есть на данный момент московские спектакли Антона Фёдорова, и, если пытка его уникальным театром пройдёт на ура, поверьте, вас уже ничто не остановит, ни sold out в афише Золотой маски, ни условные RUB 2600 и 6 ч.20 мин. на поезде до Воронежа.
Теперь парочка номинантов на премию с берегов Невы, если «вдруг ушли поезда» (с):
«Серотонин», Приют комедианта, Санкт-Петербург по роману Мишеля Уэльбека, реж. Андрей Прикотенко https://www.goldenmask.ru/spect_2521.html — читали? А теперь посмотрите в Электротеатре Станиславский, чтобы с головой окунуться в процесс скитаний героя нашего времени.
«Материнское сердце», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова https://www.goldenmask.ru/spect_2513.html 7 номинаций на ЗМ — спектакль по мотивам рассказов Василия Шукшина, текстов Николая и Елены Рерих и стихотворений Козьмы Пруткова. Разумеется, режиссёр Андрей Могучий, кто же ещё?
Посмотреть театральный хоррор от белорусского режиссёра Игоря Казакова можно 30 марта (будет два показа) — ГОГОЛЬ. ТРИПТИХ. Театр кукол, Екатеринбург https://www.goldenmask.ru/spect_2506.html Спектакль, поставленный по трём гоголевским повестям, имеет подзаголовок: «Мытарства в одном действии». Три героя, три «маленьких человека» — не в состоянии более гнуться, а потому ломаются под тяжестью системы, в безнадёжном отчаянье что-либо изменить. Чиновничий произвол на фоне человеческого бессилия изобретательно и блистательно демонстрируют зрителю…куклы.
Для фанатов ар-деко и любителей площадного театра программа фестиваля предлагает оперу «Паяцы» итальянского композитора Руджеро Леонкавалло. Спектакль привёз из Петрозаводска Музыкальный театр Республики Карелия, режиссёр-постановщик Анна Осипенко https://www.goldenmask.ru/spect_2487.html, 6 номинаций и всего один показ в «Стасике» 29 марта. Поторопитесь, билеты ещё есть!
Согласитесь, программа фестиваля обильная, разная, вкусная (мы прошлись с вами только по верхам). Наслаждайтесь привилегией жизни в столице, центре культурных событий, и не отказывайте себе в высшем удовольствии делать открытия, узнать новое, попробовать неизведанное, экспериментировать с жанрами. На прощанье, ещё раз напомню, что московские спектакли-номинанты на «Золотую Маску» вы можете посмотреть в штатном режиме, выбирая удобный для себя ритм и расписание. Главное, не забывайте по жизни следовать девизу фестиваля:
— Театр делает нас лучше!
История русского театра
Эта книга — особый взгляд на некоторые этапы становления и развития русского театра, оригинальная трактовка самых ярких страниц в его истории. Она обращена к тем временам, когда театр являлся значительной частью жизни нашего общества и даже становился образом жизни; когда русская литературная классика была неразрывно связана и жила бок о бок с отечественной драмой...Театр не терпит равнодушного зрителя, беспристрастного исследователя... Поэтому удачная книга о театре — всегда пристрастна: в ней трезвое наблюдение историка соседствует с прочувствованным откровением мемуариста. Автор дает краткие, но выразительные, во многом субъективные характеристики режиссерам и актерам, о жизни и творчестве которых имеет право судить не понаслышке.Книга об истории русской драмы дополнена статьями о русской опере и русском балете.
О театре
Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858–1943) — знаменитый режиссер, педагог, один из основателей (вместе с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра. До конца жизни он возглавлял МХАТ, был его директором и художественным руководителем. Именно Немировичу-Данченко принадлежит заслуга открытия чеховской драматургии: в 1898 году он, известный в то время драматург, сумел уговорить своего близкого друга А. П. Чехова отдать в Художественный театр провалившуюся на императорской сцене «Чайку». Книга воспоминаний «Из прошлого», которая вошла в это издание, — не только автобиография В. И. Немировича-Данченко, но и увлекательный рассказ о главном деле его жизни, театре. Среди персонажей книги — Станиславский, Чехов, Горький, Толстой, Ермолова, Мейерхольд, знаменитые мхатовские «старики» — актеры старшего поколения. Закулисная жизнь, репетиции, премьеры, борьба с цензурой — все это под пером Немировича-Данченко предстает в ярких живых красках. Воспоминания В. И. Немировича-Данченко органично дополняют его статьи, в которых он раскрывает секреты сценического обаяния Гоголя, сложности постановки Достоевского, Островского и Толстого и, конечно, Чехова.
Мой театр
Николай Цискаридзе — яркая, харизматичная личность, чья эрудиция, независимость и острота суждений превращают каждое высказывание в событие.
Автобиография «Мой театр» создана на основе дневника 1985–2003 гг. Это живой, полный тонкой иронии, юмора, а порой и грусти рассказ о себе, о времени и балете. Воспоминания: детство, семья, Тбилиси и Москва, учеба в хореографическом училище, распад СССР, отделение Грузии; приглашение в Большой театр, непростое начало карьеры, гастроли по всему миру; признание в профессии, но при этом постоянное преодоление себя, обстоятельств и многочисленных препятствий; радость творчества, несмотря на интриги недоброжелателей. История жизни разворачивается на книжных страницах подобно детективу. На фоне этого водоворота событий возникает образ уходящего Великого Театра конца ХХ века. Вырисовываются точные, во многом неожиданные, портреты известных людей, с которыми автору посчастливилось или не посчастливилось встретиться. Среди героев и антигероев книги: Пестов, Григорович и Пети, Семёнова и Уланова, Максимова и Васильев, принцесса Диана и Шеварднадзе, Живанши и Вествуд, Барышников и Волочкова, Швыдкой, Филин и многие другие. А судить: кто есть кто — привилегия читателя.
Книга рассчитана на самую широкую аудиторию. Значительная часть фотографий публикуется впервые.