Экраны и подмостки. Итоги премии ЗОЛОТАЯ МАСКА-2023.
«Дамы и господа, ну разве любовь — это преступление? Разве сердце выбирает, к кому нас привести? Всё, что мы просим, — это немного понимания. Так почему же слова «leben und leben lassen» — «живи и дай жить другим» —не имеют никакой силы в этом гребаном мире?..»
Этими словами, словами своего героя, актёр Олег Савцов приветствовал публику и ведущих, благодарил жюри за награду, получая свою первую «Золотую маску» — главную театральную премию страны — за роль конферансье в спектакле Евгения Писарева «Кабаре» (театр Наций).
Разбираем цитату как полотно декораций на пазлы.
Про «любовь».
Безусловно, порадовал выбор жюри, низкий им поклон за то, что почётными масками были награждены поистине достойные спектакли и актёрские работы: это и Александра Урсуляк, как актриса, и Евгений Писарев, как режиссёр, — спектакль «Кабаре» в Театре Наций. Потрясающая Виктория Верберг, она же «Мария Стюарт», в Московском ТЮЗе. Владиславс Наставшевс, получивший признание коллег и Золотую маску за лучшую работу режиссёра в номинации «Опера» («Евгений Онегин» в Пермском Театре оперы и балета им. Чайковского). Спектакль «Ребёнок» (Камерный театр, Воронеж) режиссёра Антона Фёдорова,которого я нахваливала вам в одном из своих опусов, был назван лучшим в категории «Малая форма».
А теперь, дамы и господа… о «преступлении».
Ну, разве это не преступление, когда на церемонии вручения главной театральной премии страны умышленно и сознательно умалчиваются имена создателей самых ярких, важных и, по единодушному мнению зрителей,шедевральных работ сезона?
Лучшим драматическим спектаклем большой формы стал «Р» Юрия Бутусова и театра «Сатирикон», но имя режиссёра ведущие церемонии почему-то так и не назвали, за них это сделала исполнительница роли дочери городничего и номинантка на маску Марьяна Спивак — дерзкая и красивая в спектакле, красивая и дерзкая в жизни.
Ещё один пример с безымянным героем. Спецпремию жюри фестиваля присудили творческой группе спектакля «Война и мир» театра им. Вахтангова, с туманной и обволакивающей как дым на поле брани после брани формулировкой — «За создание уникальной сценической картины мира романа Льва Толстого». Золотую маску вручили директору театра Кириллу Кроку, но и тут имя Римаса Туминаса, режиссёра, поставившего «Войну и мир», со сцены не прозвучало.
Кроме того, много слёз и горечи таилось в словах народнойартистки Нины Усатовой, получившей Специальную премию жюри драматического театра «За создание образа русской женщины» (спектакль «Материнское сердце», БДТ им. Товстоногова). Она благодарила режиссёра Андрея Могучего так, словно прощалась с ним навсегда:«Спектакль как очищение. Многому я у Андрея Могучего научилась в профессиональном и человеческом смысле».Напомню, незадолго до праздничного мероприятия стало известно, что могучему худруку театра не продлили контракт.
Имена, имена… Paroles, Paroles… И всё-таки, и всё-таки… Хочется закончить сей текст словами конферансье из Кабаре: «Живи и дай жить другим»!
Всегда разный (с одним и тем же лицом) Евгений Цыганов, получивший Золотую Маску за лучшую роль в спектакле «Я — Сергей Образцов» Театра кукол им. Образцова (кто смотрел, тот знает, что это большая актёрская удача и 100% попадание в роль), обратился к собравшимся со сцены:
— Очень многое изменилось за этот год. Мы уже не играем спектакль («Моцарт. “Дон Жуан”. Генеральная репетиция», реж. Дмитрий Крымов. — Прим.авт.), но благодаря «Золотой маске» он шёл в кино. Хотя бы так удалось его сохранить. Ребята, давайте сходим все на спектакли «Золотой маски» на тот случай, чтобы не смотреть их потом в кино!».
К чему я вас всех и призываю:
— Давайте сходим?!
PS И ещё раз, ВВВВ*, делюсь ссылочкой на все спектакли номинантов и лауреатов «Золотой Маски-2023»https://www.goldenmask.ru/fest_29_229.html
А от себя лично, как всегда с боязливым предостережением «успеть посмотреть пока не сняли из репертуара», рекомендую:
— КАБАРЕ, Театр Наций (реж.Евгений Писарев)https://theatreofnations.ru/performances/kabare
— МАРИЯ СТЮАРТ, МТЮЗ (реж.Пётр Шерешевский)https://moscowtyz.ru/mariya-styuart-3
— ВОЙНА И МИР, театр им.Вахтангова, (реж.РимасТуминас) https://vakhtangov.ru/show/war_and_peace/
— Р, театр «Сатирикон» им.Аркадия Райкина (реж.Ю.Бутусов)https://www.satirikon.ru/spektakli/repertuar/revizor/
— МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ, БДТ им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург (реж.Андрей Могучий)https://bdt.spb.ru/spektakli/materinskoe-serdtse/
*Всегда Ваша Виктория Великодушная
Краткая история театра
Книга Филлис Хартнолл, британской поэтессы и исследовательницы театра, автора первых театральных энциклопедий на английском языке, считается классическим обзором истории сценических искусств от древности до наших дней. Живое и достаточно подробное изложение основных сведений о развитии драматургии, режиссуры, актерского искусства и театральной архитектуры делает ее незаменимым пособием для изучающих театр. Текст сопровождается множеством иллюстраций, дающих наглядное представление о затронутых в нем темах, а также справочным аппаратом.
О театре
Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858–1943) — знаменитый режиссер, педагог, один из основателей (вместе с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра. До конца жизни он возглавлял МХАТ, был его директором и художественным руководителем. Именно Немировичу-Данченко принадлежит заслуга открытия чеховской драматургии: в 1898 году он, известный в то время драматург, сумел уговорить своего близкого друга А. П. Чехова отдать в Художественный театр провалившуюся на императорской сцене «Чайку». Книга воспоминаний «Из прошлого», которая вошла в это издание, — не только автобиография В. И. Немировича-Данченко, но и увлекательный рассказ о главном деле его жизни, театре. Среди персонажей книги — Станиславский, Чехов, Горький, Толстой, Ермолова, Мейерхольд, знаменитые мхатовские «старики» — актеры старшего поколения. Закулисная жизнь, репетиции, премьеры, борьба с цензурой — все это под пером Немировича-Данченко предстает в ярких живых красках. Воспоминания В. И. Немировича-Данченко органично дополняют его статьи, в которых он раскрывает секреты сценического обаяния Гоголя, сложности постановки Достоевского, Островского и Толстого и, конечно, Чехова.
Театр
Самый знаменитый роман Сомерсета Моэма. Тонкая, едко-ироничная история блистательной, умной актрисы, отмечающей «кризис середины жизни» романом с красивым молодым «хищником». «Ярмарка тщеславия» бурных двадцатых. Или - неподвластная времени увлекательнейшая книга, в которой каждый читатель находит что-то лично для себя? «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры!» Так было – и так будет всегда!
История русского театра
Эта книга — особый взгляд на некоторые этапы становления и развития русского театра, оригинальная трактовка самых ярких страниц в его истории. Она обращена к тем временам, когда театр являлся значительной частью жизни нашего общества и даже становился образом жизни; когда русская литературная классика была неразрывно связана и жила бок о бок с отечественной драмой...Театр не терпит равнодушного зрителя, беспристрастного исследователя... Поэтому удачная книга о театре — всегда пристрастна: в ней трезвое наблюдение историка соседствует с прочувствованным откровением мемуариста. Автор дает краткие, но выразительные, во многом субъективные характеристики режиссерам и актерам, о жизни и творчестве которых имеет право судить не понаслышке.Книга об истории русской драмы дополнена статьями о русской опере и русском балете.