Экраны и подмостки. Новинки фестивального кино.
Обзор новинок фестивального кино со знаком качества, обеспеченного номинациями на Оскар и списком участников Берлинале-2023.
Всё ещё не стихают страсти и не смолкают разговоры после раздачи призов на февральском Берлинале-2023. Вы в курсе, о чём речь? Мало того, что в недалёком 2021 году в прогрессивном Берлине упразднили разделение наград в актёрских категориях по гендерному признаку, так теперь они умудрились вручить главный приз… документальному фильму!
Немного холодной, как улыбка Кристен Стюарт (председатель жюри этого года), и суровой, как работник визового центра Германии, статистики:
— В мире зарегистрировано огромное количество кинофестивалей всех мастей, пристрастий и оттенков от ч/б/ до цветного. Например, Международный кинофестиваль фильмов о еде и напитках «Ambrosia Food & Drink Film Festival», проводится в Москве. Фестивалю фантастических фильмов, вдохновлённых Лавкрафтом (Портланд и Лос-Анджелес, США) в этом году исполнится 28 годиков. Или вот, Международный фестиваль фильмов об отношениях человека и природы, — в 22-й раз распахнёт свои двери в эстонском городе Лихула. Некоторые кинофорумы выделяются небанальным подходом к теме, например, «Документальный МКФ, участники которого живут в домах сельчан деревни Уджан» (Армения). А крупнейшему Европейскому фестивалю фильмов для детей и подростков в итальянском городе Гиффони уже 53 (!) года, согласитесь, это сильно больше, чем среднестатистическому ребёнку, но The Show Must Go On.
В приступе поиска достоверной информации, я перелистала более двух сотен наименований МКФ и, если честно, где-то на втором десятке международных фестивалей, имеющих в названии словосочетание «документального кино», сбилась, отчаявшись назвать вам их точную цифру. Тем не менее, подводя итоги расследования, прошу принять моё арифметическое поражение за истину — в мире достаточно соревновательных смотров документального кино. Тогда скажите мне, зачем? Зачем прозрачным февральским вечером — во дворце Берлинале на Потсдамской площади — золотой геральдический символ города и фестиваля достался не высокохудожественному фильму, а неброской документальной картине Николя Филибера «На Адаманте»? Если знаете ответ, пишите в комментариях, любопытно, подискутируем.
А пока…
Анонс киноновинок — тут https://www.kinopoisk.ru/awards/berlin/2023/, которые отмечены, если не наградами, то участием в крупнейшем киносмотре этого года Берлинале-2023. Информация о российском прокате этих картин появится позже (если появится), следите за публикациями — всегда, рассказывая о том или ином фильме, делаю пометку/справку, где поучаствовал, что и за какие заслуги получил.
Плюс предлагаю список фильмов, некоторые из них вы уже, возможно, посмотрели, а остальные мы будем иметь счастье и удовольствие смотреть в течение года — пока это только номинанты, а в ближайшем будущем, возможно и обладатели престижной, кто бы что ни говорил, премии Оскар (церемония вручения золотой статуэтки состоится 12 марта). Что-то уже в прокате, так или иначе (подразумевается, что интернетсообщество не дремлет, а фильмы выкладывают в Сеть). Если не смотрели, если пропустили, то навёрстывайте! И обязательно записывайте себе в блокнотик названия на будущее.
Фильмы на Оскар-2023 за звание ЛУЧШИЙ:
«Аватар: Путь воды»
«Тар»
«Топ Ган: Мэверик»
«Фабельманы»
«Элвис»
«На Западном фронте без перемен»
«Всё везде и сразу»
«Банши Инишерина»
«Говорят женщины»
«Треугольник печали»
Добавим к этому картины в других номинациях, достойные вашего внимания:
«Кит» с Бренданом Фрейзером, «Жить» с Биллом Найи, «Блондинка» — история, ломающая стереотипы о жизни великой Мэрилин Монро, не претендующая на биографическую достоверность и, по признанию режиссёра Эндрю Доминика, содержащая множество художественных допущений. Также, в категории must-see, громкое продолжение нашумевшего ранее детектива — «Достать ножи: Стеклянная луковица» (2022). Не упускаем из виду новую работу оскароносного Сэма Мендеса «Империя света» (2022) с восхитительной Оливией Колман (Оскар за «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса) и любимым Колином Фёртом. Конечно, ждём нового Иньярриту с фильмом «Бардо», который уже называют «8 с половиной» по-мексикански. И, встречайте, любимчик синефильского кружка — Дэмьен Шазелл и его «Вавилон», названный критиками «сборником анекдотов о Голливуде 1920-х».
Ещё успеваем делать ставки на победу, господа! Гонка за Оскаром началась, встретимся на финише:)
P.S. «Are you crazy, or what? / Вы сошли с ума, или как?» — наигранно или искренне, от всей души (?), спросил режиссёр-победитель Николя Филибер председательницу жюри Кристен Стюарт, получая из её рук главный приз фестиваля за фильм о людях, страдающих умственными расстройствами. То, что этот мир сошел с ума — давно уже не новость. И да, мир уже никогда-никогда-никогда не будет прежним. Жаль? Не знаю, стОит ли цепляться за прошлое? Ведь впереди, наверняка, нас ждёт ещё много интересного и удивительного. Так давайте же будем слонами— будем развиваться!
Кино и кое-что еще
Это книга о кино. Шиа Серрано написал ее, потому что обожает кино, потому что оно имело для него огромное значение с самого детства. И, вероятно, будет важной частью его жизни вплоть до самой смерти.
В книге тридцать глав, каждая — какой-то вопрос о кино, на который нужно ответить. Иногда это очень бестолковые вопросы, а иногда — весьма серьезные. Но я отвечаю на них (надеюсь, что так) с огромным вниманием и уважением. Читайте ее, как вам захочется. Не нужно, скажем, читать главу 13 (о блокбастерах), чтобы понять смысл главы 14 (о фильме «Селена»). О, и еще: в книге довольно много рисунков. Автору нравятся иллюстрации, потому что они придают законченность всему и помогают перенести читателя в ту обстановку, в которой был он сам, когда это писал. Есть, к примеру, глава, написанная в форме пресс-конференции, которую проводит Майк Майерс — звезда франшизы «Хэллоуин». Глупо, конечно, но там есть рисунок Майка за трибуной перед толпой журналистов, и когда смотришь на него, то переносишься в ту обстановку, и начинает казаться, что это не вымышленная ситуация, а реальный случай.
Скрытый смысл: Создание подтекста в кино
Все не так просто, как кажется. Это касается и жизни, и искусства, особенно когда речь идет о кино: ведь в сценариях, тем более выдающихся, кроме текста всегда есть еще и подтекст. Линда Сегер, блестящий знаток кино и авторитетный сценарный гуру, приняла участие в разработке более чем двух тысяч фильмов и консультировала специалистов по всему миру.
Уникальность книги в том, что, хотя все мы интуитивно понимаем, что такое подтекст, никто до Линды Сегер не брался системно описать его. Разгадать подтекст — значит понять скрытые мотивы и намерения героев, научиться считывать язык авторских метафор и высказываний. Это и есть первый шаг к пониманию чего-то важного не только в сценарии, книге или кино, но и в самих себе. Для многих работа Линды Сегер стала не просто профессиональным руководством, но и настоящим учебником жизни.
Журнал "Искусство кино" №3/4 2022
В нынешнем выпуске журнала трехчастная композиция: «Артдокфест», Берлинале, «Оскар». Общая идея - пальпация нервных окончаний текущего времени, которые мы наблюдаем в разнородных авторских высказываниях. Программы «Артдокфеста»-2022, который больше не проводится в России, в отличие от предыдущих с их открытой политической проблематикой, сосредоточены на запечатлении экзистенциальной повседневности. И в экзотических, и в отдаленных от столицы местах действия документальных картин взгляд режиссеров направлен на проживание времени жизни - униженной, стоической, лишенной будущего, не смиренной. Берлинале-2022, проходивший в унылом, без привычного драйва, ограниченном (из-за эпидемии ковида) присутствии профессионалов и публики, представлен в рецензиях на самые обсуждаемые фильмы фестиваля. Не вдохновляющий к осмыслению отбор картин связан, возможно, с реальностью момента, с непривычной, едва ли не тотальной изоляцией.
Результаты «Оскара»-2022 радикальностью или хотя бы выразительным посылом тоже не отличились. Церемония вручения статуэток на короткое время оживилась потасовкой энергичных актеров, но выбор академиков поспособствовал всего лишь равнодушным откликам журналистов и критиков.
В том, что статьи об оскаровских картинах подчас интереснее и глубже, чем предмет их анализа, нет ничего удивительного. Так бывает, когда интеллектуальный и чувственный потенциал автора-критика оказывается больше, чем объект его интереса.
Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления
Каждая из разновидностей кино заслуживает отдельной истории. В этой книге четыре раздела: жанры, фильмы, направления и приемы. Она исследует коммерческий, независимый и артхаусный кинематографы с момента возникновения и до наших дней.
Дневник киномана. 99 фильмов, которые стоит посмотреть каждому
Не существует волшебного средства, позволяющего мгновенно изменить жизнь, но можно это сделать постепенно, шаг за шагом, научившись ценить то, что уже есть, и обогащая себя новым опытом. Никогда не останавливайся на достигнутом! Внутри этого блокнота подборка из 99 фильмов как отечественной, так и зарубежной классики и современного кинематографа, которые помогут прокачать эмоции и интеллект.
Кино Индии вчера и сегодня
Невероятные сюжеты, зрелищные драки, скрытая эротика, музыка и танцы… Индийское кино очень узнаваемо, и его характерным признакам посвящена эта книга. В нее вошли две книги известного индийского киноведа М. К. Рагхавендры: «Болливуд» и «52 индийских фильма». Чем Болливуд отличается от Голливуда, как он связан с индийским обществом и национальной культурой? Как индийским режиссерам удалось создать мгновенно узнаваемую кинопоэтику? Рагхавендра рассказывает о самых ярких и характерных фильмах, снятых в Индии, и объясняет, как болливудская продукция меняется с постепенной модернизацией страны.
Кино, культура и дух времени
Ведущий культуролог Владимир Паперный, автор книги «Культура Два», и Майя Туровская, известный кинокритик и соавтор сценария документального фильма «Обыкновенный фашизм», в 2008 году создали совместный проект, посвященный сравнительному анализу советского и американского кино 1930-1940 х годов ХX века. После смерти Туровской в 2019 году Паперный продолжил исследование, расширив его хронологические рамки до эпохи оттепели. Сопоставление двух кинотрадиций выявило удивительные переклички в сюжетах, культурных мифологиях и даже построении кадра. Сравнивая «Волшебника из страны Оз» с «Золушкой» или «Встречу на Эльбе» с «Берлинским экспрессом», авторы приходят к важным наблюдениям о том, как схожесть социальных процессов, протекавших в обеих странах, рождала порой противоположные идеологические месседжи, заложенные в сопоставляемых картинах. Серьезный культурологический анализ фильмов США и СССР в контексте драматической эпохи сочетается в книге с воспоминаниями об увлекательном сотрудничестве Владимира Паперного и Майи Туровской.