Экраны и подмостки. Топ-5 лучших книг о театре
Что ж, поздравляю всех с началом учебного года! Книжки, дневники, тетрадки, «a pencil, who's on duty today? Петров, к доске!» — вот уже месяц как идёт мучение-обучение мальчишек и девчонок, а также их родителей. Но мы же тут о прекрасном, не правда ли?
Не понаслышке знаю, как школьников (реже студентов, ибо они уже сформировавшиеся бунтари, максималисты-индивидуалисты и с ними не всегда работает подобный метод убеждения) добровольно-принудительно заставляют «любить театр». Это, конечно, недопустимо, поэтому давайте сделаем всё, действительно, по любви — без насилия и давления на нежную психику ребёнка. Пусть «приятное» будет основой в связке «приятное с полезным». Поговорим сегодня о школе: учителя, ученики, педагогика, конфликт отцов и детей, проблемы взросления и воспитания личности.
Кстати, все слышали про Пушкинскую карту? Если нет, то что это и с чем её едят, как скачать приложение, получить карту и ею воспользоваться, черпайте информацию тут: https://пушка.рф/
Итак, на что идём в октябре-ноябре, чтобы увидеть знакомые процессы со стороны и, возможно, узнать себя — ужаснуться или восхититься, испугаться или настроиться на лучшее. Плюс вам представляется возможность выйти за рамки школьной программы и посмотреть тонкие, нежные, важные и, в то же время, аншлаговые театральные постановки Москвы, которые будут интересны не только школьникам всех возрастов. Родители, педагоги, наставники и учителя — театр зовёт!
Для школьников НЕ старших классов:
1. «ОСТРОВ СОКРОВИЩ» в РАМТ https://ramt.ru/plays/play-8667/ ПРЕМЬЕРА!
Постановка Александра Коручекова. Жанр: Рок-баллада для подростков.
Цитирую режиссёра: «Для меня роман Стивенсона — это шотландская версия "Капитанской дочки". Столетия экранизаций и постановок сделали из совсем недетской книги веселенькую погоню за кладом, из которой все запоминают одноногого пирата и цветастого попугая. Мы же решили не упрощать, не раскрашивать, чтобы вернуться к оригиналу. А там — суровый мужской боевик, где получение сокровищ в финале совсем не главное. Важен путь, который проходят герои. И как меняются на этом пути».
2. Спектакль-лауреат главной премии XIX Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (2022) — «ВАСИЛИССА» https://ramt.ru/plays/play-7335/ (тоже РАМТ)
Режиссёр: Филипп Гуревич.
Жанр: Роуд-муви по русскому фольклору (Доступен по Пушкинской карте).
Не читала ни одного отрицательного отзыва, восторг и упоение с обеих сторон— детей и взрослых. Идите и смотрите!
Для школьников, классов с 9 по 11-й:
Сначала про жесть.
3. Зрители постарше помнят абсолютный театральный хит 80-х годов прошлого столетия «Дорогая Елена Сергеевна», драматурга Людмилы Разумовской, более того, пьеса легла в основу одноимённого фильма, снятого выдающимся советским режиссёром Эльдаром Рязановым, с бесподобной Мариной Неёловой и тогда ещё молодыми, а после — ставшими известными и востребованными в кино и театре, артистами. У поколения зумеров есть возможность вживую, на сцене театра «У Никитских ворот» — пересмотреть этот внеклассный сюжет, историю, которая «и сегодня потрясает правдой характеров и болью за потерянные, оказавшиеся опустошенными, молодые души».
Смотрите в октябре и ноябре: http://teatrunikitskihvorot.ru/play/dorogaya-elena-sergeevna
Теперь по классике:
4. Премьера в театре имени В.Маяковского (давайте уже говорить на сленге театралов, в Маяковке) — «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» по Гончарову, роман, который относят к неофициальному циклу автора «ТРИ О». Не сомневаюсь, что два других романа русского классика на «О» — вы знаете.
«Обыкновенная история» — это совершенно прекрасный по своей форме спектакль, который, несмотря на знание сюжета от А до Я, способен удивить даже искушённого театрала. Блестящая игра молодой гвардии Маяковки, и, как всегда, яркая и убедительная работа режиссёра Никиты Кобелева — ставят эту постановку в ранг обязательных к просмотру.
В афише на 13-е октября https://www.mayakovsky.ru/performance/obyknovennaya-istoriya/
(не забываем покупать билеты по Пушкинской карте)
И короткое резюме напоследок, всё-таки тема сегодня «Ученье — свет!»:
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».
— Вольтер
Театр
Самый знаменитый роман Сомерсета Моэма. Тонкая, едко-ироничная история блистательной, умной актрисы, отмечающей «кризис середины жизни» романом с красивым молодым «хищником». «Ярмарка тщеславия» бурных двадцатых. Или - неподвластная времени увлекательнейшая книга, в которой каждый читатель находит что-то лично для себя? «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры!» Так было – и так будет всегда!
О театре
Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858–1943) — знаменитый режиссер, педагог, один из основателей (вместе с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра. До конца жизни он возглавлял МХАТ, был его директором и художественным руководителем. Именно Немировичу-Данченко принадлежит заслуга открытия чеховской драматургии: в 1898 году он, известный в то время драматург, сумел уговорить своего близкого друга А. П. Чехова отдать в Художественный театр провалившуюся на императорской сцене «Чайку». Книга воспоминаний «Из прошлого», которая вошла в это издание, — не только автобиография В. И. Немировича-Данченко, но и увлекательный рассказ о главном деле его жизни, театре. Среди персонажей книги — Станиславский, Чехов, Горький, Толстой, Ермолова, Мейерхольд, знаменитые мхатовские «старики» — актеры старшего поколения. Закулисная жизнь, репетиции, премьеры, борьба с цензурой — все это под пером Немировича-Данченко предстает в ярких живых красках. Воспоминания В. И. Немировича-Данченко органично дополняют его статьи, в которых он раскрывает секреты сценического обаяния Гоголя, сложности постановки Достоевского, Островского и Толстого и, конечно, Чехова.
Работа актера над собой
Знаменитая «Система Станиславского» была разработана Константином Сергеевичем в начале прошлого века и по прежнему считается самой удачной теорией сценического искусства. Многие известные актеры театра и кино, от Мерлин Монро до Олега Янковского использовали методы актерской техники, изложенные Станиславским в своей главной теоретической книге «Работа актера над собой». Чтение этого выдающегося труда, в котором, помимо теоретической части, читатель найдет множество занимательных театральных историй, обещает быть весьма увлекательным, благодаря яркому стилю изложения и безусловному литературному таланту автора.
Театр
В театре открыт новый сезон, и зал замер в ожидании своих зрителей! Каждый вечер ты можешь смотреть балет, пьесы или мюзиклы — осталось лишь приобрести билет! Тебя ждут незабываемые впечатления от масштабных декораций и удивительных костюмов артистов.
Не упусти шанс заглянуть и в театральное закулисье — от гримёрки звезды до костюмерной и реквизиторской — и узнать, как идут приготовления к представлению!
Читаем и играем! Развиваем внимание, воображение, мелкую моторику и художественный вкус.
Играя с книгами из серии «Супернаклейки», ребенок развивает мелкую моторику, аккуратность и чувство прекрасного. Добрые и яркие картинки интересно разглядывать, а небольшие познавательные истории помогают расширять кругозор маленьких читателей.
Книги яркие и качественные: у них плотные страницы, глянцевая бумага и приятная обложка. Ребенок сможет играть с книжкой в течение пяти часов, а благодаря удобному формату взять любимую историю с собой в поездку. «Супернаклейки» точно понравятся и детям, и их родителям!
Друзья и встречи. Люди театра
Владимир Алексеевич Гиляровский – русский писатель, журналист, краевед, легенда Москвы и ее бытописатель, автор знаменитой книги «Москва и москвичи» (1934), которая, несомненно, является наиболее колоритной историей из всех, рассказанных когда-либо об этом городе. За доброту и отзывчивость его называли «дядей Гиляем», за талант журналиста — «королем репортажа». В своих статьях, очерках и воспоминаниях Гиляровский запечатлел повседневную жизнь России второй половины XIX — начала ХХ века: благодаря этим бесценным свидетельствам очевидца сохранилась память о прошлом Москвы, Подмосковья и русской провинции. В настоящий сборник вошли мемуарные книги «Друзья и встречи», в которой автор увлекательно и ярко поведал о своих встречах с Л. Толстым, Чеховым, Горьким и др., и «Люди театра» — по определению автора, «повесть об актерской жизни», рассказывающая о будущих знаменитостях русской сцены, с которыми он познакомился в молодости, в годы скитаний.