Говорим про кино с Владиславом Малаховым.
Если помните, в июльском выпуске под занавес я оставила анонс следующего содержания: «Вчера, волею судеб, пообщалась с настоящим киношником — талантливым сценаристом и подающим надежды молодым режиссёром, имя которого назову в следующий раз, — взяла у него интервью, услышала и записала ответы на животрепещущие вопросы о кино и не только. Не пропустите!»
Итак, десять вопросов талантливому сценаристу («Про любовь», «Межсезонье») и подающему надежды молодому режиссёру и продюсеру — Владиславу Малахову.
*Досье: Родился 17 декабря, 1988 года в семье главного инженера на городском и областном телевидении (папа) и потомственного педагога (мама). Место рождения — город Усть-Каменогорск, Восточный Казахстан. По гороскопу Стрелец. Окончил сценарный факультет ВГИКа в 2013 году, мастерская Н.Б.Рязанцевой.
Сейчас Влад пишет несколько сериалов для платформ, готовится к полнометражному фильму как режиссёр. Картина будет называться «Отверженные», история про юную Айдай, которая сбегает из дома и едет в Москву на танцевальное шоу. Продюсерами выступит кинокомпания «Переворот», а оператором Наталья Макарова.
*Справка: «Про любовь» — тот самый хит от Анны Меликян 2015 г., а «Межсезонье» https://www.kinopoisk.ru/film/1167855/ — картина, попавшая в ТОП-22 лучших фильмов и сериалов 2022 года по версии команды Кинопоиска. Драма по мотивам реальных событий, произошедших в Псковской области в 2016 году, снятая режиссёром Александром Хантом («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов») — получила призы на киносмотрах в Варшаве и Таллине, а летом 2022-го добралась до российских экранов. Автором сценария самого радикального фильма года стал мой визави.
Какое кино любишь смотреть? Жанр? Страна производства?
В.М. Люблю русское кино, сериалы, то, с чем работаю и, если назвать трёх любимых советских или российских режиссёров, то это будут — весь Балабанов, Хлебников… и, да! Рязанов!
Балабанов в порядке от самого любимого к менее:
— Груз 200 (это такая кубриковская «цельнометаллическая оболочка», абсолютная жестокость в которой он выразил себя)
— Мне не больно — лирическая комедия
— Про уродов и людей
— Жмурки — комедия абсурда. Балабанов был в депрессии после смерти Сергея Бодрова-мл., он говорил примерно так: «я хочу сам себя вытащить, для этого мне нужно снять что-то очень смешное и трэшовое». Так получились «Жмурки».
— Оба БРАТА у меня в конце списка.
А как же «Кочегар»?
В.М. Кочегар — нет, в общем не увидел ничего нового, но тема якутов раскрыта, завоевание Севера русскими, это он хотел отчасти показать, то, что не смог сделать в «Реке».
Хлебников почти весь. Новый «Снегирь» тоже понравился.
Рязанов — это такая потрясающая мультижанровость в каждой картине! Все фильмы обозначены как «лирическая комедия», но что стоит за этим понятием? За ним может прятаться всё, что угодно. Тебе и грустно, и смешно, в каждом его фильме — человеческая история.
Из импортного (заграничного, НЕнашего) кино — три самых любимых это: «Барри Линдон» Кубрика, «Потоки любви» Джона Кассаветиса и Фанни пипл («Приколисты») Джадда Апатоу. Джадд Апатоу — патриарх американский комедии, начинал как сценарист, потом режиссёр, потом продюсером стал. Ещё очень люблю корейское, главным образом, Ли Чхан-дона. «Оазис» — самый крутой, «Тайное сияние», «Мятная конфета» — лучшие драмы, которые я смотрел. В нашей стране он больше всего знаком зрителю по «Пылающему», который мне показался компромиссной историей, больше для широкой аудитории. Кстати, Ли Чхан-дон 12 лет был министром культуры Южной Кореи (!) и как раз при нём случился взрыв корейского кино.
Однажды я услышала фразу: «Я не хожу на актёров, я хожу на режиссёров». Что скажешь?
В.М. Интересный вопрос, но, наверное, не для киношников. Любой, даже самый любимый актёр, может сняться в плохом кино. И поэтому ты идёшь всегда «на режиссёра», не на актёра. Но плохое кино смотреть точно надо. Нас ещё во ВГИКе учили: смотреть плохое кино — для киношника это как учебник «Как не надо делать»☺.
Ок, поехали дальше, можешь ли ты расслабиться и просто смотреть кино, «смотреть картинку», или мешает профдеформация? И ты ищешь смысл, историю, редактируешь в голове диалоги?
В.М. Дааа… это наш бич, просто смотреть не могу, то, чем мы (сценаристы) занимаемся, то кино у нас и забирает. Но выход есть! Неправда, что «выхода нет». Театр, книги, музыка. Когда мне надо что-то придумать или от чего-то отвлечься, проветрить мозги, я иду гулять, гуляю долго, ставлю Генделя или Баха — иду и слушаю.
Если критикуешь фильм, то за что? К чему придираешься?
В.М. Стараюсь оценить комплексом. Кстати, если фильм снят плохо, и сделано на коленке, и актёры невыдающиеся, но история классная, ты абсолютно забываешь о недостатках. Зато, то кино, где классная актёрская работа, всякие там крутые Макконахи, а истории нет, то это для тебя пустышка, не более.
Хотел бы ты работать в Голливуде? Если да/нет, то почему?
В.М. После ВГИКа хотел, сейчас, скорее нет. Есть пара знакомых режиссёров, которые туда уехали. Нужно слишком гигантские усилия приложить, чтобы там состояться и выразить себя. Я думаю, что сейчас именно Россия — страна больших возможностей в плане кино, и я хочу делать кино здесь. Я не москвич, я, так скажем, из стран СНГ, бывшего СССР. И, кстати, у меня отлично складываются отношения с продюсерами-выходцами из СНГ. Они прямолинейнее, с ними мне удобнее взаимодействовать по всем рабочим и нерабочим вопросам. И я часто выбираю, с кем мне работать по этому принципу, по культурному коду.
Гонорар и чёткое задание или свобода творчества?
В.М. Гонорар. Чтобы успешно вести сценарную деятельность, нужна «сценарная комната», которую я как раз собрал в январе, и теперь мы работаем как команда. Это прекрасные сценаристы Саша Мошкова и Станислав Брищук. Чтобы выйти на какой-то доход, нужно иметь сразу несколько проектов. Ставка складывается от рынка, не от твоей прихоти. По творчеству: важно, чтобы чётких задач не ставили, если это заказ. Всё же это творческая профессия. А если ты продюсер, ты должен хорошо коммуницировать с группой, при этом давая понять, что не ущемляешь чужую волю. Нужно уметь свою волю плавно проявлять, если нет, то ты тиран. То есть, с чего начинается кино? Кино начинается с воли одного человека. Это режиссёр, если это авторский сегмент, сценарист или продюсер — если коммерческий сегмент.
Цензура нужна? Насколько давит и насколько влияет в итоге на первоначальный замысел?
В.М. Не влияет, если снимаешь про людей, а не социалку. А если лезешь в социалку, то да, на личном опыте прошёл — полтора года писали сериал, написали, но платформа сказала — на полку, будет заморожено до лучших времен. Цензуры, как таковой нет, но есть так называемый «депрессивный контент», его не хотят запускать, никто и нигде. И да, всё же мы (сценаристы) стараемся избегать острых тем. «Хрустальных» тем в России много, особенно в текущий период. Проще делать что-то глобально общечеловеческое, а «намёки» грамотно прятать, чтобы не получить вопросы, которых можно избежать. Ведь цель — запустить проект, рассказать историю. Или, чтобы понятнее было, например, если разобрать меня на части: как у продюсера у меня есть самоцензура, а как у сценариста — её нет. И как у режиссёра — нет. Например, мой полный метр — это моя личная история, я буду её показывать, как хочу, и никакой политики и социалки я там не вижу. Как автору сценария тебе на рамочки укажут всегда, но это, вообще, специфика профессии сценариста — переписывание. И дело тут не в цензуре, как таковой. Но, как продюсер, в коммерческом сегменте — ты сам себе цензор изначально, конечно.
Бывало такое, что взяли сценарий, поставили имя в титрах, а сняли не пойми что?
ВМ: Конечно, у меня есть такой один полный метр, он у меня в фильмографии не значится, но в титрах я есть.
Скоро ли у нас начнутся забастовки сценаристов или сценарист в России живёт в шоколаде?
ВМ: Не начнутся, потому что у нас отрасль ещё только-только вылупляется из яйца и осматривается по сторонам. Точно толчком в развитии будет уход американских фильмов из проката, это уже чувствуется. Но до забастовок, как и до профсоюзов, далеко. Думаю, первыми профсоюзами обзаведутся операторы, потом актёры. А режиссёры и сценаристы народ разобщённый. Вторая часть вопроса, в шоколаде ли сценаристы — вряд ли. Если ты наёмник, то ты по любому будешь плясать под чью-то дудку. А вот если ты продюсер-сценарист и можешь выбить сам себе условия, то тогда может и шоколадка вдруг замаячить на горизонте.
Расскажи какую-нибудь дикую историю про известного артиста /режиссёра/ продюсера?
ВМ: Сразу после выпуска из ВГИКа я попал в мир подозрительных людей, это какие-то продюсеры на обочине, которые хотят «поиспользовать» вчерашних студентов. И на одну такую встречу меня занесло на Мосфильм в какой-то странный кабинетик, где пять «продюсеров» убеждали меня написать полный метр про «энергию земли русской, летающих русалок и магические танки». Я-то сам не против трэша, когда ты сам осознаёшь, что это мир абсурдизма и так далее, но там люди себе в этом отчёт не отдавали. В общем, наша встреча закончилась скандалом, потому что я яростно стал отстаивать права сценаристов, требовал аванса за непонятно что, а они возмущались, с таким посылом, что я должен быть счастлив тому, что могу находиться с ними в одной комнате. Я после встречи сделал пост в соцсети, который этих «больших продюсеров» страшно напугал, они вдруг стали чуть ли не умолять меня его удалить. А затем они позвали меня на вторую встречу, уже в каком-то ресторане, где угрожали, рассказывали про какие-то связи, в общем, с них слезли маски, и я просто увидел героев Балабанова, которые уверили себя в том, что они продюсеры. Типа, «ща мы тебя отпродюсируем!». В конце концов, через месяц, сайт их кинокомпании перестал работать, а я, кстати, может ещё напишу историю про русалку в магическом танке ☺.
Если бы ты предстал перед Познером, чтобы ты ему сказал? Шутка☺
Хотелось бы по условному опроснику Пруста с тобой пробежаться, когда?
Да, я готов, можно.
Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?
В.М. Юмор
Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
В.М. Юмор
Ваше любимое занятие?
В.М. Смотреть кино
Ваша главная черта?
В.М. Прямолинейность
Ваша идея о счастье?
В.М. Как сказал Пушкин: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» (строчка из стихотворения Пушкина «Пора мой друг, пора...» 1834 г), так и я считаю: что счастья нет, но есть покой и воля.
Ваша идея о несчастье?
В.М. Для меня, несчастный человек тот, который не может заниматься тем, чем хочет… по какой-то причине. А ещё более несчастный человек, тот который не знает, чем заниматься, что делать в жизни.
Ваш любимый цвет и цветок?
В.М. Недавно маме дарили цветы — орхидеи! А любимый цвет — белый.
Ваши любимые писатели?
В.М. Вся русская классика — все, кто считаются русскими классиками — всех люблю! Из зарубежной литературы — Филип Дик, обычно его представляют как писателя-фантаста, но на мой взгляд, он тянет на современного философа.
Ваши любимые поэты?
В.М. Пушкин! Вне конкуренции... с Серебряным веком у меня не сложилось, но Мандельштам, — да.
Ваши любимые художники и композиторы?
В.М. Бах и Гендель, а художники — самый любимый Хосе де Рибера, одно время очень увлекался его работами, заказывал себе репродукции. И любимые бельгийцы — Брейгели, оба, и Босх.
К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?
В.М. Жадность — меня не напрягает, когда я вижу, что человек жадный, пусть так, ну, береги ты свой кошелёк.
Каковы Ваши любимые литературные персонажи?
В.М. Люблю… кстати, недавно передавали сериал на платформы, и нам сказали — у вас очень провокационный персонаж, а там такой абсолютный князь Мышкин! Герои Достоевского и, конечно, чеховский маленький человек.
Ваше любимое блюдо, напиток?
В.М. Блины, которые сам пеку☺ они получаются у меня тооооненькие. А напиток — кока-кола, я кокакольный наркоман.
Ваши любимые имена?
В.М. Так как я постоянно сталкиваюсь с тем, что приходится выбирать имена своим персонажам, для меня это прям «ТЕМА». Мне не нравятся имена — Иваны, Петры, Степаны. Для меня, если ты, конечно, не пишешь про старые времена, то как-то странно называть так современных героев.
Я люблю всех «Славов» — Ярославы, Вячеславы, Святославы. Недавно нарёк антогониста именем Лютомысл, некоторые звали его Лютик)
К чему Вы испытываете отвращение?
В.М. Тут у меня всё просто — к чавкающим во время еды людям.
Какие исторические личности вызывают Вашу наибольшую антипатию?
В.М. Все тираны вызывают антипатию — от римских тиранов и заканчивая Ким Чен Ыном.
Ваше состояние духа в настоящий момент?
В.М. Ну-у-у, такая.. у меня сейчас — духоподьёмность!
Ваше любимое изречение?
В.М. Так сразу, наверное, и не скажу. Изречения и разного рода цитаты я разлюбил, когда их бесконечно стали цитировать и выставлять в статусах в различных соцсетях.
— А народные пословицы?
В.М. К ним я отношусь потребительски, и цитаты и пословицы — добавляю в текст. Вот, кстати, у моего папы – мама разговаривала пословицами и поговорками)
Отредактировано и подготовлено в печать 21 августа сего года ВВВ — Всегда Вашей Викторией.
Кино и кое-что еще
Книга о кино, состоящая из иридцать глав, каждая — какой-то вопрос о кино, на который нужно ответить. Иногда это очень бестолковые вопросы, а иногда — весьма серьезные. Но автор, влюблённый в кино, отвечает на них с огромным вниманием и уважением. Читайте ее, как вам захочется. В книге довольно много рисунков. Шиа Серрано нравятся иллюстрации, потому что они придают законченность всему и помогают перенести читателя в ту обстановку, в которой был сам автор. Есть, к примеру, глава, написанная в форме пресс-конференции, которую проводит Майк Майерс — звезда франшизы «Хэллоуин». Там есть рисунок Майка за трибуной перед толпой журналистов, и когда смотришь на него, то переносишься в ту обстановку, и начинает казаться, что это не вымышленная ситуация, а реальный случай.
Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления
Каждая из разновидностей кино заслуживает отдельной истории. В этой книге четыре раздела: жанры, фильмы, направления и приемы. Она исследует коммерческий, независимый и артхаусный кинематографы с момента возникновения и до наших дней.
Кино
Жиль Делез, по свидетельству одного из его современников, был подлинным синефилом: «Он раньше и лучше нас понял, что в каком-то смысле само общество — это кино». Делез не просто развивал культуру смотрения фильма, но и стремился понять, какую роль в понимании кино может сыграть философия и что, наоборот, кино непоправимо изменило в философии. Он был одним из немногих, кто, мысля кино, пытался также мыслить с его помощью. Пожалуй, ни один философ не писал о кино столь обстоятельно с точки зрения серьезной философии, не превращая вместе с тем кино в простой объект исследования, на который достаточно посмотреть извне.