«Любит не любит» в театре.
Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают по маю
венчики встречных ромашек (с)
Маяковский
К чему? К окончанию театрального сезона 2023-2024. А ещё — про «люблю» и гадание на ромашке. Итак, что было? Что будет? Чем сердце успокоится?
Было: про дресскод и обмороки; про бусы, как пропуск на спектакль и словарный запас блогеров; про мюзиклы и рождественских Щелкунчиков.
Что будет?
— Новый сезон 2024-2025!
Театры наперегонки выпускают премьерные спектакли. НО! Новости о слияниях и назначениях на главные посты в лучшие театры столицы затмевают все прочие культурные мероприятия и события. Лучшие режиссёры Москвы соревнуются: у кого круче, у кого больше… площадок, цехов, бюджета, артистов ̶в̶ ̶п̶о̶д̶ч̶и̶н̶е̶н̶и̶и̶ в труппе.
Забавный курьёз (вы тоже заметили?) приключился с режиссёром и художественным руководителем театра на Малой Бронной Константином Богомоловым. Он словно попал в свой же спектакль «Новая Оптимистическая» (на сцене МХТ им.Чехова), — его назначение в театр Романа Виктюка — это, своего рода, «полёты во сне и наяву», кто видел спектакль, тот поймёт. По сюжету в «Новой оптимистической» труппа, состоящая исключительно из мужчин, играющая спектакли с нетрадиционной направленностью, приступает к репетициям «Трёх поросят», с посылом «ведь дети тоже люди!». Вот и новый назначенец на опыте уже на первом собрании пообещал творческому коллективу — эксперименты и детские спектакли. Сарказм? Ирония? Или сон в руку?
Над талантливым в прошлом актёром, ныне талантливо руководящим Табакеркой, завистники и злопыхатели ехидно подшучивают, что к новому сезону он выстелет зеркальную дорожку от сцены на Сухаревской до самых Чистых прудов. Красиво же! Поясню — театр «Современник» достался Владимиру Машкову. Поговаривают, что Волчек лично хотела передать свой театр Владимиру Львовичу, из рук в руки, так сказать, да не успела сделать это официально и оформить документально…
Что там произошло в Сатире с Газаровым, я так и не разобралась, его (и директора театра) сняли ̶и̶з̶ ̶р̶е̶п̶е̶р̶т̶у̶а̶р̶а̶ одним днём. А вот поставили на место худрука актёра — Евгения Герасимова, известного в народе как робот Вертер из к/ф «Гостья из Будущего» (1984). Ранее Герасимову отошёл Театр Луны (созданный Сергеем Прохановым) и за два года из его достижений на слуху только переименование в «Театр на Малой Ордынке» и громкие уходы из труппы ведущих артистов.
В театре им.Моссовета также назревает болезненный волдырь, того и гляди лопнет, последует ли за этим процессом облегчение и для кого — вот вопрос? А пока там, в саду «Аквариум», ничего непоправимого не произошло, спешу отправить вас в кассу за билетами на историю принца датского — сценическая версия канонической пьесы У. Шекспира «Гамлет», её неожиданное прочтение и причудливое видение нынешним худруком театра Евгением Марчелли. Спектакль бесподобный, с ярчайшими актёрскими работами — поспешите! ШЕКСПИРГАМЛЕТ https://mossoveta.ru/performance/Gamlet/
Продолжаем ванговать, чем же сердце успокоится в это тревожное, беспокойное время?
На фоне перестановок и местами неоднозначных решений и назначений, нет-нет, да и проскользнёт пара-тройка авторитетных отзывов о театре в чистом виде, без примеси интриг и скандалов, то есть непосредственно о премьерах.
О них и поговорим.
Итак, на излёте сезона 2023-2024, представлю вам несколько премьерных постановок в столичных театрах, которые уже прогремели первыми-вторыми блоками показов, и ещё непременно прогремят в новом театральном году.
К 225-летию Солнца русской поэзии — для вас поют и танцуют артисты Ленкома в КАБАРЕ ПУШКИН, по мотивам драматического цикла «Маленькие трагедии». В инсценировку вошли тексты пьес «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», а также лирические стихотворения Александра Сергеевича. Автор сценической версии и постановщик — бывший главный режиссёр театра Алексей Франдетти. Как говорится, мавр сделал своё дело, мавр может уходить. ̶М̶а̶в̶р̶ Мэтр Франдетти покинул стены мавзолея им. Марка Захарова, оставив после себя две крепкие и, как водится в Ленкоме, музыкальные работы:
— КАБАРЕ ПУШКИН https://lenkom.ru/shows/68 и
— МАЯКОВСКИЙ https://lenkom.ru/shows/65 с Бастой (Василий Вакуленко) в качестве автора муздрамы, премьера спектакля состоялась в сентябре 2023г к 130-летию лидера русского футуризма.
Достойный след в истории легендарного театра, согласитесь. Рукоплещу Алексею Борисовичу!
Ещё раз о Маяковском, а конкретно — о театре его имени. В Маяковке поставили спектакль по роману Наринэ Абгарян «СИМОН». Писательницу давно уже называют армянским Маркесом и последовательницей идей «магического реализма», а происходящее на сцене можно описать коротко и ёмко: «Четыре женщины и одни похороны». Режиссёром этой геометрически выверенной постановки стал молодой и талантливый Денис Хуснияров. Ближайший СИМОН в июле, билеты тут: https://www.mayakovsky.ru/performance/simon/
Человек-легенда, режиссёр-глыба (или наоборот) — Кама Гинкас в московском ТЮЗе ставит по Пушкину и о Пушкине. Юбилейная дата, 225 лет со дня рождения Поэта, не могла пройти незамеченной и не отмеченной людьми искусства, но для Гинкаса ЗАПИСКИ ПОКОЙНОГО БЕЛКИНА — это не премьера для галочки. В своём интервью Кама Миронович признаётся: «товарищ с бакенбардами сыграл в моей жизни решающую роль». И продолжает: «Более того, я такой, какой я есть сейчас, благодаря А.С. Пушкину. Пора отдавать долги».
В спектакле звучит музыка Ф. Шопена, Ф. Шуберта, П. Климова в исполнении ансамбля солистов камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Билеты на август и сентябрь тут: https://moscowtyz.ru/a-pushkin-povesti-pokojjnogo-belkina
От МТЮЗа в Мамоновском переулке по улице Тверской, наискосок через Пушкинскую площадь мимо памятника Нашему ВСЁ, несколько шагов по тротуару Большой Дмитровки и, ныряя влево в Петровский проезд — переносимся в красивый особняк красного кирпича — Театр Наций.
ОТЦЫ И ДЕТИ — первая постановка Семёна Серзина на сцене Театра Наций. Отзывы противоречивые, но, разумеется, нужно смотреть самому, чтобы делать выводы и ставить оценку. Лично меня привлёк актёрский каст, ну, помимо любимого со школьной скамьи произведения любимого писателя. Порадовала и заинтриговала одновременно страница спектакля на официальном сайте театра, цитирую:
— Помимо классического текста Ивана Тургенева режиссёр вдохновлялся культовыми фильмами конца 1980-х — «Асса» Сергея Соловьёва и «Легко ли быть молодым?» Юриса Подниекса, а также интервью рок-музыкантов Александра Башлачёва и Егора Летова.
Следующий блок премьерных показов в сентябре, билеты уже в продаже: https://theatreofnations.ru/performances/ottsyi-i-deti
Завершая тему переходящих в новый сезон премьер, хочу предложить новую рубрику для нашего кружка знатных театралов — «Сэ потом». Названием она (рубрика) обязана постановке Антона Фёдорова в театре МАСКА — «Мадам Бовари». Об этом спектакле я вам рассказывала, сама уже посмотрела два раза и, думаю, это не предел, ибо флоберовские персонажи, заговорившие на ̶ф̶р̶а̶н̶ц̶у̶з̶с̶к̶о̶м̶ языке фёдоровских фриков, полюбились сразу и навсегда.
В «Сэ потом» я буду писать о спектаклях НЕобязательных, на мой взгляд, к просмотру, или скажем так: если уж очень хочется и вас, как новообращённого, манят громкие имена, медийные лица в театральном поле, гламур, эпатаж и скандальные сюжеты, то сходить, конечно, можно, но лучше сэ пото-о-ом, когда пересмотрите всё важное, нужное, светлое. Первый пример такого необязательного к походу в храм Мельпомены спектакля — премьера в Театре на Малой Бронной — ОДНА И ОДИН https://mbronnaya.ru/performances/odna-i-odin
Финансовый гений Константина Богомолова, как успешного менеджера, затмевает его же собственный художественный потенциал, как режиссёра. Налицо очевидное творческое бессилие. В прошлом автор и режиссёр не одного пятичасового спектакля с двумя-тремя антрактами — в своей новой работе уместился в один час пятнадцать минут (специально игнорирую цифры и пишу буквами, чтобы хоть как-то удлинить ничтожный хронометраж и придать весомость постановке). Знаю людей, которым спектакль понравился, но не знаю и искренне недоумеваю — чем? Разве что — о, счастье! Успеть увидеть живого Александра Збруева на сцене! Но посмотреть его можно и в Ленкоме, в театре, которому он отдал, только вдумайтесь, 60 (!) с лишним лет. Делая х̶и̶т̶р̶ы̶й̶ плавный переход с темы ПРОТеатр на тему ПРОКино, спрошу:
— Вы действительно хотите Збруева в театре?
Тогда послушайте знатного театрала и синефила на опыте, меня, и посмотрите Збруева в фильме Константина Худякова «Успех» (1984). Он там прекрасен (и не только он) и, главное, что фильм этот — ПРО_ТЕАТР!
В глубоком кинотеатральном книксене, ваша V.
О театре
Критические статьи философа и семиолога о жизни французской театральной сцены 1950-х годов и сущности театра. Ролан Барт мало известен нашему читателю как театральный критик. А между тем он был глубоко увлечен театром, и не только как зритель, но и как один из основателей и постоянных авторов журнала Théâtre populaire. Пятидесятые годы — время для французского театра исключительно важное, именно тогда намечаются те линии, которые составляют актуальный театральный пейзаж. Собранные здесь тексты, идет ли речь о критическом отзыве на давно позабытый спектакль, о политическом его звучании, теоретическом аспекте или экскурсе в историю, неизменно касаются самой сущности театра, а потому не теряют интереса и сегодня.
Друзья и встречи. Люди театра
Владимир Алексеевич Гиляровский — русский писатель, журналист, краевед, легенда Москвы и ее бытописатель, автор знаменитой книги «Москва и москвичи» (1934), которая, несомненно, является наиболее колоритной историей из всех, рассказанных когда-либо об этом городе. В своих статьях, очерках и воспоминаниях Гиляровский запечатлел повседневную жизнь России второй половины XIX — начала ХХ века: благодаря этим бесценным свидетельствам очевидца сохранилась память о прошлом Москвы, Подмосковья и русской провинции. В настоящий сборник вошли мемуарные книги «Друзья и встречи», в которой автор увлекательно и ярко поведал о своих встречах с Л. Толстым, Чеховым, Горьким и др., и «Люди театра» — по определению автора, «повесть об актерской жизни», рассказывающая о будущих знаменитостях русской сцены, с которыми он познакомился в молодости, в годы скитаний.
Московский Художественный театр. 125 лет на сцене
Юбилейный альбом, посвященный 125-летию Московского Художественного театра, открытого 14 (26) октября 1898 года. В книгу вошли рассказы о 125 знаковых спектаклях МХТ за 125 лет существования театра, а также более 450 фотографий из архивов Музея МХАТ и театра исторического и современного периодов. Предисловие художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Константина Юрьевича Хабенского.
Театр эпохи восьмидесятых. Память и надежда
Книга представляет собой живую летопись событий театральной Москвы в период с конца 70-х по 80-е годы XX века. И то, что тогда можно было смело считать прямым репортажем с театральных подмостков, сегодня становится важной страницей в истории отечественной культуры. Особой ценностью этого издания является как раз то, что театр не был вынут из контекста эпохи, как отдельно взятое явление, а рассматривался автором на фоне всей культурной жизни столицы того времени.
Театр. Пьесы русских писателей
Лучшие пьесы русской литературы в одной книге. В свое время их считали новаторскими, актуальны они и по сей день: эти произведения проходят в школе, по ним ставят многочисленные спектакли. Наблюдайте за страданиями Катерины в «Грозе», осуждайте глупость Митрофанушки в «Недоросле», обличайте пороки общества вместе с Чацким из «Горе от ума», размышляйте на тему посредственности и таланта в «Моцарте и Сальери», восклицайте, как городничий из «Ревизора»: «Над кем смеетесь — над собой смеетесь!». Провожайте эпоху угасающего дворянства и находите в себе силы двигаться дальше вместе с героями «Вишневого сада».