Немного поэзии Серебряного века.
Выбором команды Р* в плане поэзии, всегда был Серебряный её век. Символизм Мережковского, декадентство Бальмонта и Брюсова, акмеизм «Цеха поэтов», «Сатирикон» и имажинизм – всё это нам близко и нами любимо. Отдельно, особняком, стоит в этих списках Марина Ивановна Цветаева, которой, в день её рождения, мы и посвящаем эту подборку.
Если вдруг вы плохо знакомы с представителями этого направления, то настоятельно рекомендуем ознакомится с произведениями из нее – они отлично подчеркивают осень.
Журнал Prosodia 20 (лето-осень 2023). Русский поэтический канон. Часть III
«Весь проект «Русский поэтический канон» - про то, как сделать историю русской поэзии чуть доступнее для заинтересованного читателя. Однако в основу нового номера положен формат, который мы ранее не включали в журнал, - формат ключевых вопросов о выбранном поэте и ответов на них. Какими вопросами нужно задаваться в связи с тем или иным поэтом? Ответы на какие вопросы в связи с определенными поэтами стоило бы знать? Вопросы никогда не заданы с самого начала, их постановка – часть экспертной работы, которую не всегда читатель в состоянии проделать самостоятельно. Если в прошлых номерах в центре были ключевые тексты, то в этом – фигуры, имена. А точнее, 30 фигур и примерно 150 вопросов и ответов».
Мне нравится, что Вы больны не мной…
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед...» Эти слова совсем еще юной Марины Цветаевой оказались пророческими. Ее творчество стало крупнейшим и самобытнейшим явлением русской литературы XX века, величие и трагедию которого она так талантливо выразила в своих произведениях. Предельная искренность, высокий романтизм, глубокий трагизм лирики отличают произведения, вошедшие в эту книгу.
Серебряный век русской поэзии
Серебряный век... Удивительный период в истории русской культуры, начавшийся в конце ХIХ века и прерванный октябрьским переворотом. Это было время интеллектуальных прозрений и социальных потрясений, получившее широкое воплощение в русском искусстве и литературе. Наряду с шедеврами Александра Блока и Анны Ахматовой, Сергея Есенина и Марины Цветаевой читатель найдет практически совершенные, поэтически прекрасные стихотворения десятков других мастеров стиха - от философа Андрея Белого до начинавшего как эгофутурист Анатолия Фиолетова, которого цитировал Иван Бунин в "Окаянных днях".
Серебряный век. Стихотворения
Серебряный век... Удивительный период в истории отечественной культуры, начавшийся в конце ХIХ века и прерванный октябрьским переворотом. Это было время интеллектуальных прозрений и социальных потрясений, получивших широкий отклик в искусстве и литературе. Наряду с шедеврами Александра Блока и Анны Ахматовой, Сергея Есенина и Марины Цветаевой читатель найдет в сборнике стихотворения десятков других мастеров стиха — от философа Владимира Соловьёва до эксцентрика и эгофутуриста Константина Олимпова. Перед вами — своего рода лирический дневник эпохи, которая, по словам Николая Оцупа, «по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий, почти не имеет аналогии на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь девятнадцатый и начало двадцатого века». Издание сопровождено подробным предисловием критика и историка литературы Валерия Шубинского.
Покой нам только снится…
В эту книгу вошли лучшие произведения Блока разных лет – начиная от самых известных циклов "Стихи о Прекрасной Даме", "Снежная маска", "Фаина" и "Родина" и кончая поэмами "Возмездие" и "Двенадцать". Данный сборник дает возможность читателю проследить, как именно развивался талант великого поэта.
Александр Блок – разный и многогранный, как сама эпоха, в которую он жил и творил.
Поэты Серебряного века
По аналогии с пушкинским золотым веком эпоха рубежа XIX и XX столетия получила название Серебряного века и была ознаменована явлением небывалого числа ярких имен в русской поэзии: Бальмонт и Брюсов, Гиппиус и Мережковский, Сологуб и Анненский, Блок и Ахматова, Гумилев и Мандельштам, Цветаева и Пастернак, Есенин и Маяковский и десятки других. Но не только великое множество поэтических дарований породила эта эпоха. Серебряному веку было присуще особое романтическое мироощущение, удивительная атмосфера, ставшая отра-жением духовного подъема и новых веяний, которые затронули как русскую литературу, так и русскую живопись, философию, музыку и театр, — это был настоящий «культурный ренессанс», как писал Николай Бердяев. В этой антологии с достаточной полнотой представлены наиболее яркие поэты Серебряного века, творчество которых прошло испытание временем и стало достоянием не только эпохи прошлого, но и частью русской литературы в целом.
Шум времени
«Существовать — высшее самолюбие художника. Он не хочет другого рая, кроме бытия», — писал Осип Мандельштам. Великий поэт, изменивший саму структуру русского языка, как никто другой сумел почувствовать воздух жестокой эпохи, того «века-волкодава», который привел поэта к смерти в пересыльном пункте Дальстроя во Владивостоке. Но до сталинских репрессий был Серебряный век и Петербург, Первая мировая война и революция: «Шум времени», от которого захватывало дух... Мастерство Осипа Мандельштама — это искусство мастера, органически связанного со словом, сурового и строгого ремесленника.
В книгу вошли избранные стихотворения Осипа Мандельштама, проза и статьи мастера, призывавшего «доказывать свою правоту так, чтобы в ответ нам содрогалась вся цепь причин и следствий от альфы до омеги».
Стихотворения
«Конечно, наш первый поэт...» — говорила об Осипе Мандельштаме Анна Ахматова. Судьба Мандельштама, погибшего в пересыльном сталинском лагере под Владивостоком, слишком горька, но за короткий жизненный срок он оставил блистательное поэтическое наследие, сделавшее его одним из величайших поэтов XX века.
Стихотворения
Неслучайно в начале XX века Марина Цветаева назвала Ахматову «Анной Всея Руси», а критики окрестили «русской Сапфо»: с тех пор, как прославленная поэтесса «научила женщин говорить», её стихотворения любимы множеством читателей. Лирика Ахматовой отразила не только «великую земную любовь», но и все трагедии и радости, выпавшие на долю её поколения: от туманов Серебряного века до тягот блокады Ленинграда. Собрание избранных стихотворений и поэм Анны Ахматовой — уникальный шанс по достоинству оценить мощь лирического дара поэтессы и прикоснуться к самым высоким образцам русской поэзии, а предисловие критика и историка литературы Валерия Шубинского проясняет и углубляет понимание как творчества, так и жизни великой Анны Ахматовой.
Сероглазый король
Неслучайно в начале XX века Марина Цветаева назвала Ахматову «Анной Всея Руси», а критики окрестили «русской Сапфо»: кажется, прославленная поэтесса воплощает собой всю русскую поэзию. В её лирике и в её жизни отразилось едва ли не всё двадцатое столетие — от туманного Серебряного века до «оттепельных» шестидесятых. «Больше всего ее интересовало, говорит ли поэт, говорит ли поэзия, русская поэзия, языком своего времени», — отзывался об Ахматовой Иосиф Бродский. Ей и самой удалось стать голосом нескольких поколений, подобрав самые верные слова для выражения духа эпохи. До сих пор лирика Анны Ахматовой тревожит и увлекает читателей.
В книге представлены избранные стихотворения и поэмы, автобиографическая проза и отзывы современников об Анне Ахматовой.