
Пять премьер сезона 2023-2024: Любить театр до обморока.
Слышали, на недавней премьере в театре на Малой Бронной зрительница* упала в обморок? КаковО!? Вернее, каковА — сила искусства, сбивающего с ног! А вы не хотите идти в ТЕАТР!
Худрук Бронной и режиссёр Константин Богомолов, в буквальном смысле, куёт железо, пока горячо. А кто сейчас не куёт, спросите вы? Ничтоже сумняшеся, второй раз Богомолов ̶к̶у̶ё̶т̶ выдаёт один и тот же материал, только под другим соусом, читай — на другой сцене.
СЛАВА. МОЛОДОСТЬ на Бронной — это, в некотором роде, апгрейд спектакля под оригинальным моно-названием СЛАВА, который идёт в петербургском БДТ, но теперь с московской труппой и на сцене московского театра. Спектакль поставлен по очень популярной в сталинские времена пьесе советского драматурга Виктора Гусева, подробнее читайте тут https://bdt.spb.ru/spektakli/slava/
Премьера первой СЛАВЫ состоялась 8 сентября в 2018. В феврале 2019-го спектакль привозили в Москву в рамках проекта «Золотая Маска». Помню, и тогда богомоловская СЛАВА сопровождалась звонким как пощёчина и глухим как удар кулаком, хайпом — не преднамеренным ли? Я уже давно подозреваю Константина Юрьевича в умелом, почти гениальном, продвижении «на опережение» своих спектаклей. Успешный столичный режиссёр, известный тогда ещё под своим именем, а не как «муж Собчак», оскандалился — подрался с тогда ещё мужем Ксении Анатольевны, известным продолжателем актёрской династии — Максимом Виторганом. Боксёрский поединок «спортсменов» разных весовых категорий, снятый на уличные камеры рядом с рестораном, где ворковали влюблённые голубки, ещё долго болтался на просторах Интернета. Так, обманутый супруг заручился поддержкой злорадствующей публики, пристально следящей за развитием звёздного адюльтера, а успешный столичный режиссёр сорвал аплодисменты сочувствующих, выйдя на поклоны после спектакля с гипсовой накладкой на носу, который и без того у него с горбинкой. Чем всё закончилось, мы уже знаем, две расколотые ячейки общества и растиражированный СМИ ролик подката молодожёнов на катафалке к собору на Никитской, где был совершён обряд венчания. К слову, «маску» за СЛАВУ, дабы прикрыть разбитое лицо, Богомолову так и не дали.
Вы прослушали радиоволну «50 оттенков жёлтого», а теперь вернёмся к театру. Пять премьер, которые обещают стать головокружительными хитами в московских театрах сезона 2023-2024.
О премьерном спектакле «9 ряд. 10, 11 место», реж. Денис Азаров, рассказывала в прошлом выпуске, рекомендовано к обязательному просмотру с пометкой «Успеть!». Причины, по которым я вас поторапливаю, лежат в плоскости острого переживания за преклонный возраст главных персонажей этой театральной истории. Но, не будем о грустном, в МХТ им. Чехова вас ждёт ещё одна любопытная премьера от яркого и неординарного режиссёра Юрия Муравицкого:
— КАК ВАМ ЭТО ПОНРАВИТСЯ? — панк-комедия по пьесе Уильяма нашего Шекспира, роли исполняют молодые и, пожалуй, самые интересные лица сегодняшнего театра: Антон Лобан, Кузьма Котрелёв, Николай Романов, Дарья Трухина. К слову, ножки у одного из самых известных и наиболее часто цитируемых шекспировских монологов: «Весь мир — театр», — растут именно из этой пьесы https://mxat.ru/performance/main-stage/as_you_like_it/
Переходим ко второму пункту. Решительно оставив в прошлом сезоне следы растерянности и отчаянья на лице — от шумихи вокруг изменений в штатном расписании (за год вахтанговцы лишились своего худрука и главного режиссёра), театр громко заявил о себе двумя красивыми афишами с красивыми именами на них:
— ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО — сценическая версия и постановка Ивана Поповски, по одноимённой пьесе Евгения Шварца, сказка https://vakhtangov.ru/show/ordinay_miracle/
В спектакле заняты Леонид Бичевин, Артур Иванов, Яна Соболевская, роль Медведя играет молодой и прекрасный Эюб Фараджев, эффектно выступивший в театральном хите режиссёра Светланы Земляковой ГЕНЕРАЛ И ЕГО СЕМЬЯ https://vakhtangov.ru/show/general/
— ПОВЕСТЬ О СОНЕЧКЕ https://vakhtangov.ru/show/sonechka/ режиссёр Владислав Наставшев собственной персоной. Полагаю, что именно этот факт (имя режиссёра) в большей степени привлечёт внимание зрителя к постановке, а не краткое описание на странице спектакля, которое гласит: Автобиографическая «Повесть о Сонечке» была написана М.И. Цветаевой в 1937-1939 годах в городке Лакано-Осеан на побережье Атлантического океана. Поводом к написанию послужило запоздалое известие о смерти Софьи Голлидэй (1894-1934), с которой она была особенно дружна в период короткого увлечения театром и людьми театра.
Музыкальное оформление спектакля: Владислав Наставшев и Иван Лубенников. Этот дуэт известен вне стен театра, как вполне себе отдельная творческая единица, имеет массу фанатеющей публики от Москвы до самых до окраин… Европы. Но! Если я повторно и пойду на спектакль, то уж точно не из-за них. Пойду, чтобы ещё раз увидеть молодое дарование театра Вахтангова (второе после Эюба Фараджева) — Константина Белошапку. Он переиграл, на мой взгляд, бесподобную Евгению Крегжде, исполнительницу роли Марины Цветаевой.
Третий адрес, по которому я хочу отправить вас — Петровский переулок, д.3, театр Наций.
Первый блок премьерных показов БОРИСА ГОДУНОВА состоялся в середине декабря, далее ищите билеты в афише нового года. Режиссёр Пётр Шерешевский после этой удачной постановки окончательно вывернул на изнанку прилипший к нему ярлык «Богомолов для бедных», и теперь, злые острые на язык театралы называют его соратника по творческому кредо «Шерешевским для богатых». Любите талантливых мастеровых, которые играючи «перешивают старое пальто на новый лад»? Тогда вам сюда: https://theatreofnations.ru/performances/boris-godunov
Пятая и последняя в списке премьера — только ещё готовится к постановке. Но интрига уже закручена! https://theatreofnations.ru/performances/druzya?ysclid=lqp3k01g85658653727
Специально приглашённый из Японии режиссёр представит российскому зрителю пьесу известного, особенно в советский период, японского же драматурга и сценариста, одного из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве — Кобо Абэ. Как много японского в этом спектакле, ещё на уровне анонса, согласитесь. Русский человек априори любит всё японское, как далёкое, неведомое, почти запретное.
Для Мотои Миуры это уже вторая работа в России и, как в случае с гусевской Славой, спектакль БДТ им. Г.А.Товстоногова «Преступление и наказание» — первая ласточка японца в наших театральных широтах, питерская премьера которой прошла в апреле 2023-го. На сей раз Миура обращается к родной драматургии — пьеса Кобо Абэ «Друзья» (1967) написана в русле европейского театра абсурда. Основная тема творчества Абэ (никогда не знаешь, где у японцев имя, а где фамилия) — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По словам худрука театра Наций, сюжет постановки чем-то напоминает фильм 2019 г., обласканный кинокритиками и синефилами, триумфатор всех значимых фестивалей года и лауреат Оскара-2020 — южно-корейскую ленту «Паразиты».
Всего пять пунктов, а сколько важного, нужного, интересного. Согласны? Тогда встречаемся в театре!
ВВВ
*Для тех, кто в танке: впечатлительной театралкой в обмороке оказалась звезда эстрады, шансона и авторской песни — Елена Ваенга.
Краткая история театра

Книга Филлис Хартнолл, британской поэтессы и исследовательницы театра, автора первых театральных энциклопедий на английском языке, считается классическим обзором истории сценических искусств от древности до наших дней. Живое и достаточно подробное изложение основных сведений о развитии драматургии, режиссуры, актерского искусства и театральной архитектуры делает ее незаменимым пособием для изучающих театр. Текст сопровождается множеством иллюстраций, дающих наглядное представление о затронутых в нем темах, а также справочным аппаратом.

Я - зритель!

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, зачем люди ходят в театр? Едва вы зададитесь этим простым вопросом, как возникнут более сложные: что на самом деле покупает зритель, когда отдает деньги за билет? Какая потребность заставляет его выбрать тот или иной театр и спектакль? почему иногда он чувствует себя обманутым? Ответить честно на эти вопросы очень сложно. Порой "правильная версия себя" подсказывает нам красивые ответы про "приобщение к культуре" вместо правдивых - "я хочу нахохотаться на год вперед" или "у меня однообразная, пресная жизнь". Эта книга поможет вам разобраться в ваших потребностях, понять, какие из них не находят удовлетворения в повседневности и чем вам в этом может помочь театральное искусство. А также расскажет, как опытные театралы извлекают максимум удовольствия и пользы из похода в театр. И тогда вы получите ответ на главный вопрос: как "прокачать" себя с помощью театра?

Московский Художественный театр. 125 лет на сцене

Юбилейный альбом, посвященный 125-летию Московского Художественного театра, открытого 14 (26) октября 1898 года. В книгу вошли рассказы о 125 знаковых спектаклях МХТ за 125 лет существования театра, а также более 450 фотографий из архивов Музея МХАТ и театра исторического и современного периодов. Предисловие художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Константина Юрьевича Хабенского.
