Республиканская читальня.
Михаил Юрьевич Елизаров — русский писатель и автор «бард-панк-шансона».
Окончил филологический факультет Харьковского университета и музыкальную школу по классу оперного вокала. В 2001—2003 годах жил в Ганновере, где учился в киношколе на телережиссёра. В 2003—2007 годах жил и работал в Берлине. В настоящее время живёт в Москве.
В 2001 году в издательстве Ad Marginem вышел сборник «Ногти», привлёкший внимание к писателю. В сборник вошли 24 рассказа и одноимённая повесть, главными героями которой являются два воспитанника интерната для слабоумных детей. По словам автора, рассказы из сборника он писал с девятнадцати до двадцати семи лет. Повесть попала в шорт-лист литературной премии Андрея Белого, Лев Данилкин в журнале «Афиша» отнёс сборник к лучшему дебюту года.
А в В 2007 году был опубликован роман «Библиотекарь», включённый в лонг-лист премии «Русский Букер». Главный герой романа узнаёт, что несколько книг забытого советского писателя обладают мистическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточённую борьбу. В 2023 году в интернет-кинотеатрах вышел сериал Игоря Твердохлебова по мотивам романа, подарив «Библиотекарю» вторую жизнь.
И как то незаметно для всех вышли «Скорлупы», незаслуженно обделённые вниманием. Команда Р* настоятельно рекомендует обратить на этот сборник внимание.
Библиотекарь (новое оформление)
Специальное издание к выходу сериала.
Михаил Елизаров — прозаик, музыкант, автор романов «Земля» (премия «Национальный бестселлер»), «Pasternak» и «Мультики», сборников «Ногти» (шорт-лист премии Андрея Белого), «Мы вышли покурить на 17 лет» (приз читательского голосования премии «НОС»), «Бураттини», «Скорлупы. Кубики».
«Библиотекарь» — роман, удостоенный премии «Русский Букер» и породивший скандалы и дискуссии в обществе; роман о священных текстах — но без «книжной пыли» Борхеса и Эко: книги здесь используются по прямому архетипическому назначению — оправленные в металл, они сокрушают слабенькие черепные коробки, ломают судьбы, зовут на костер и вторгаются в ткань мироздания.
Скучнейшие производственные романы всеми забытого советского писателя Громова спустя годы после его смерти обнаруживают в себе магические свойства: каждый способен наделить читателя сверхъестественными способностями. Важен не только текст, но и типографская краска и бумага; за раритетами охотятся несколько сект библиофилов, за право читать Книгу приходится сражаться с топором в руке...
Библиотекарь
"Библиотекарь" - роман, удостоенный премии "Русский Букер" и породивший скандалы и дискуссии в обществе; роман о священных текстах - но без "книжной пыли" Борхеса и Эко: книги здесь используются по прямому архетипическому назначению - оправленные в металл, они сокрушают слабенькие черепные коробки, ломают судьбы, зовут на костёр и вторгаются в ткань мироздания.
…Скучнейшие производственные романы всеми забытого советского писателя Громова спустя годы после его смерти обнаруживают в себе магические свойства: каждый способен наделить читателя сверхъестественными способностями. Важен не только текст, но и типографская краска и бумага; за раритетами охотятся несколько сект библиофилов, за право читать Книгу приходится сражаться с топором в руке…
Земля
Роман Михаила Елизарова "Земля" - первое масштабное осмысление "русского танатоса".
"Как такового похоронного сленга нет. Есть вульгарный прозекторский жаргон. Там поступившего мотоциклиста глумливо величают ''космонавтом'', упавшего с высоты - ''десантником'', ''акробатом'' или ''Икаром'', утопленника - ''водолазом'', ''ихтиандром'', ''муму'', погибшего в ДТП - ''кеглей''. Возможно, на каком-то кладбище табличку-времянку на могилу обзовут ''лопатой'', венок - ''кустом'', а землекопа - ''кротом''.
Этот роман - история Крота" (Михаил Елизаров).
Мультики
Михаил Елизаров — прозаик, музыкант, автор романов «Земля», «Библиотекарь» (премия «Русский Букер») и «Pasternak», сборников рассказов «Ногти» (шорт‑лист премии Андрея Белого), «Мы вышли покурить на 17 лет» (приз читательского голосования премии «НОС»).
«„Мультики“ — самая впечатляющая метафора перестройки из тех, что я знаю. Роман‑комикс по сути являет собой классическую для русской литературы модель „романа воспитания“. Только наоборот». (Алексей Колобродов).
Мы вышли покурить на 17 лет
Михаил Елизаров — прозаик, музыкант, автор романов “Земля” (премия “Национальный бестселлер”), “Библиотекарь” (премия “Русский Букер”), “Pasternak” и “Мультики”, сборников “Ногти” (шорт-лист премии Андрея Белого), “Кубики”.
“Елизаров сам себе и направление, и критерии оценки, и бог, и царь, и герой. Он подчёркнуто парадоксален и агрессивно провокативен. Его лирический герой – нахал, красавец, культурист, но при этом беспомощен и беззащитен, как дитя. От брутальности до нежности у него один шаг, который он и делает постоянно, поэтому его непрерывно "ведёт и корчит", выражаясь словами Н.С. Лескова. Каждый рассказ в сборнике по-своему хорош. Они про любовь, про измену, про одиночество, про путешествия и про безнадёжный опыт схватки с миром, который всё равно тебя победит”. (Павел Басинский)
“Мой вид фактически не менялся последние семнадцать лет. С того самого сентября, как мне была явлена воинственная "родня", спецназ зазеркалья, я ношу только чёрное. В память о встрече. Меньше всего мне бы хотелось походить на ряженого самурая из "Великолепной семёрки", крестьянина с украденной родословной, доспехами с чужого плеча. Впрочем, тому хватило сердца умереть достойно. Я пока что не уверен в моём сердце…”
Pasternak
Михаил Елизаров — автор романов «Земля», «Библиотекарь» (премия «Русский Букер») и «Мультики» (шорт‑лист премии «Национальный бестселлер»), сборников рассказов «Ногти» (шорт‑лист премии Андрея Белого), «Мы вышли покурить на 17 лет» (приз читательского голосования премии «НОС»).
Роман «Pasternak» состоит из битв и философских диспутов, его называют интеллектуальным триллером, православным боевиком с элементами достоевщины и тарантиновщины. Поэт Пастернак предстаёт здесь гигантским демоном, порождением зла, захватывающим умы русской интеллигенции, а борьба с ним ведётся не словом, но оружием.
Скорлупы. Кубики
В серии «Читальня Михаила Елизарова» пополнение — сборник «Скорлупы. Кубики». Два цикла под одной обложкой: «Кубики», впервые опубликованные 15 лет назад, и «Скорлупы» — новейшая малая проза одного из самых популярных и неоднозначных современных российских писателей.
Елизаровский человек, составленный из кубиков сознания, подсознания и надсознания, то и дело отделяется от собственной метафизической оболочки, и тогда его сущность, его энергетическая скорлупа, функционирует отдельно, самостоятельно.
И старые, и новые тексты, кроме прочего, исследуют и коллективную память, и индивидуальное восприятие собственного тела и бытия в контексте новейшей российской истории.