Театр во сне и наяву: новая весна — новые имена.
И снится мне сон с четверга на пятницу… Будто играю я в спектакле Константина Богомолова «Идеальный муж» вместо Марины Зудиной. Я — Миссия ̶н̶е̶в̶ы̶п̶о̶л̶н̶и̶м̶а̶ Чивли. Выхожу на сцену в белом подвенечном платье, а под ним — ничего, кроме мучительного синдрома самозванки: А помню/знаю ли я текст?
Ко всему прочему, хожу я «колоколом», кружа юбкой на каждый шаг по часовой стрелке, повторяя эскиз-походку из другого спектакля другого режиссёра — Юрия Бутусова, «БЕГ» в Вахтанговском, НО! Бог с ним, с текстом, — думаю я про себя, — выкручусь! Меня заботит другое: Кто спёр мои туфли на высоких каблуках?
Вообще-то, разгадывать сны — не моя специфика, да и какой в этом смысл? Тут ровно как у Чехова в «Трёх сёстрах»:
МАША. Всё-таки смысл?
ТУЗЕНБАХ. Смысл... Вот снег идёт. Какой смысл?
Пауза
От грёз к делу — давайте вернёмся к театру наяву. Вторая часть сезона 2023-2024 вместе с пением птиц и первоапрельской шуткой в плюс двадцать градусов тепла — врывается в наши будни ярким хороводом театральных премьер. Пройдёмся только по тем именам, которые прямо сейчас, на наших с вами глазах, пишут новую театральную историю страны. Читайте, запоминайте, записывайте!
Александр Золотовицкий, 26 лет, выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская О. Кудряшова). «Кудряши», как ласково называют их в профессиональных кругах — сплошь талантливые мальчики и девочки, и Саша из их числа. А ещё он сын того самого Игоря Золотовицкого (тут я многозначительно закатываю глаза в небо и почтительно тычу пальцем вверх) — исключение из правила, утверждающего, что «на детях гениев природа отдыхает».
В копилке Золотовицкого-мл.мл. (есть ещё один Золотовицкий-младший — Алексей, про него как-нибудь специально и отдельно) несколько заметных работ в учебных театрах ГИТИСа и Школы-студии МХАТ, спектакль-концерт по одноименному комиксу Алексея Олейникова «Соня-9» в рамках проекта АРТХАБ в МХТ им.Чехова. И вот, его последняя работа в Пространстве ВНУТРИ «Мы уже здесь» — экзистенциальная комедия о жизни на Марсе https://vnutri.space/uzhe_zdes?ysclid=luh0p7oo4e654215697
Помимо интереса к режиссуре молодого дарования из династии Золотовицких — любопытно посмотреть новую актёрскую работу Петра Скворцова — однажды проснувшегося знаменитым после роли в фильме Кирилла Серебренникова «Ученик» (2016). Билетов на апрельский блок МЫ УЖЕ ЗДЕСЬ — осталось с гулькин нос, а в майской афише я его не вижу, так что поспешите!
Далее идём знакомиться ещё с одним кудряшом.
— Филипп Гуревич, 1988 года рождения. До того, как стал выпускником мастерской О.Л. Кудряшова (2019г), в 2009 году закончил Щепку, мастерскую Д.Г. Кознова. Филипп давно уже находится под пристальным вниманием театралов, некоторые называют его «самым перспективным молодым режиссёром нынешнего времени», поэтому одним спектаклем тут не отделаешься, держите топчик ТРИГУРЕВИЧА:
— ВАСИЛИССА https://ramt.ru/plays/item/vasilissa/
Премьера состоялась 13 апреля 2021 года. Спектакль с возрастным рейтингом 12+ не тянет на сказку для детей пубертатного периода, он скорее для аудитории постарше, с уже окрепшей психикой. Коротко о главном: «Главная героиня Василисса — своего рода кентавр, подросток, затерянный между этими мирами. С одной стороны, она боится показаться странной. С другой — так скучно жить по правилам и быть как все. Извечный вопрос "кто я? откуда пришёл?" и желание найти себе подобных толкают Василиссу в невероятное путешествие во взрослость».
Встречается рекомендация знатоков — смотреть родителям отдельно от детей. Не знаю, есть ли у вас дети, и прислушаетесь ли вы к подобным советам, но на спектакль определённо нужно идти. Отзывы о Василиссе в РАМТе самые-самые положительные. Один час 20 минут без антракта — превосходный формат для нового знакомства.
— ВАДИК ПОЁТ СВОЮ МУЗЫКУ в театре Шалом https://shalom-theatre.ru/spektakli/Vadik_muz/# — и снова путешествие. Цитирую автора спектакля: «Как мы говорим, это „спектакль оверсайз“: на вырост и для всех. В том смысле, что он про поиск себя и самоанализ. А момент экзистенциального вопроса „тем ли я занимаюсь в жизни“ может случиться в 35 лет, в 12, в 60…».
На момент утверждения репертуара в кулуарах Шалома чувствовалось определённое замешательство: детская пьеса в стихах?? Вы серьёзно? Но худрук рискнул и дал молодому и дерзкому Гуревичу карт-бланш и — не прогадал. Кассовый хит, непередаваемой красоты действие на сцене; казалось бы, набившая оскомину история о поиске себя — приобретает здесь не только философскую глубину, но и некую новизну восприятия, реакцию не по инерции, а потому что трогает, “царапает” тебя лично. Актёры выдают свои очередные шедевральные работы. Шалом, надо заметить, за два прошедших сезона сделал невероятный прыжок из забытья и, так скажем, театрального замкадья, в пул лучших театров Москвы. Присмотритесь!
И, наконец, последняя премьера Гуревича (и снова в РАМТе, и снова путешествие), спектакль для пробуждения души:
— ЛЕНИНГРАДСКИЕ СКАЗКИ https://ramt.ru/plays/item/leningradskie-skazki/
Дисклеймер: эмоционально страшно и даже жестоко, но — нам всем это очень нужно. Для общего выздоровления. Спектаклю предрекают звание главного хита сезона, который будут бурно обсуждать и строго судить, о котором будут много дискутировать и спорить. Иду на него в конце апреля, и вы — идите, пока билеты ещё есть на разные даты — в апреле, мае и даже в июне.
О двух других, заметных и выделяющихся на общем фоне молодых режиссёрах, я расскажу вам во второй части этой театральной дилогии. Не переключайтесь! Имена не называю, буду интриговать. Как говорил Жан Кокто:
— Режиссёры бывают трёх видов: умные, изобретательные и большинство.
Au revoir!
Московский Художественный театр. 125 лет на сцене
Юбилейный альбом, посвященный 125-летию Московского Художественного театра, открытого 14 (26) октября 1898 года. В книгу вошли рассказы о 125 знаковых спектаклях МХТ за 125 лет существования театра, а также более 450 фотографий из архивов Музея МХАТ и театра исторического и современного периодов. Предисловие художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Константина Юрьевича Хабенского.
Театр эпохи восьмидесятых. Память и надежда
Книга представляет собой живую летопись событий театральной Москвы в период с конца 70-х по 80-е годы XX века. И то, что тогда можно было смело считать прямым репортажем с театральных подмостков, сегодня становится важной страницей в истории отечественной культуры.
Особой ценностью этого издания является как раз то, что театр не был вынут из контекста эпохи, как отдельно взятое явление, а рассматривался автором на фоне всей культурной жизни столицы того времени.
Театр. Пьесы русских писателей
Лучшие пьесы русской литературы в одной книге. В свое время их считали новаторскими, актуальны они и по сей день: эти произведения проходят в школе, по ним ставят многочисленные спектакли. Наблюдайте за страданиями Катерины в «Грозе», осуждайте глупость Митрофанушки в «Недоросле», обличайте пороки общества вместе с Чацким из «Горе от ума», размышляйте на тему посредственности и таланта в «Моцарте и Сальери», восклицайте, как городничий из «Ревизора»: «Над кем смеетесь — над собой смеетесь!». Провожайте эпоху угасающего дворянства и находите в себе силы двигаться дальше вместе с героями «Вишневого сада».