Театральный дресс-код.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
— Анна Ахматова
Что мы видим? Налицо нарушение дресс-кода. Поговорим об этом.
Однажды бусы стали моим пропуском на топовый, аншлаговый спектакль в Московский художественный. Дело было так…
Ко мне в гости приехала подруга, и мы с ней напропалую театралили в «золотом квадрате» — Большая Садовая, Большая и Малая Дмитровки, Тверская. Настал черёд Камергерского. Билеты на спектакль «№13» (реж.В.Машков, в главной роли Евгений Миронов) разлетались как горячие пирожки, хотя ценник гуманностью к театралу со средним уровнем доходов не отличался. Каким-то чудом нам удалось отхватить целый один билетик (на балкон), а второй мы решили рискнуть — и купить перед спектаклем в кассе или у перекупщиков. Если не получится, рассудили мы, дерзнём и сами станем перекупщицами — продав единственный, честно приобретённый, втридорога.
И вот, искристый зимний вечер, нарядная театральная Москва, мы с подружкой в соболиных шубках и с накрашенными губами, вышагиваем «походкой от бедра» вдоль крыльца в храм Мельпомены взад и вперёд, выискивая глазами обладателя лишнего билетика. Мужчина с внешностью Дмитрия Быкова начинает неуверенно «банковать» — достаёт из-под полы из кармана несколько драгоценных листочков, разворачивает их в руке на манер карточного веера, торопливо и сбивчиво рассказывая собравшейся вокруг публике историю о том, что купил-де для коллективного похода с сотрудниками офиса, но не все оценили его великодушия и на культурное мероприятие попросту не явились. Не успел господин с билетами и глазом моргнуть, как перед ним выросли фигуры двух профессиональных дилеров (этих людей все настоящие театралы знают в лицо), и вежливо, но настойчиво, стали предлагать вдвое-втрое больше номинала. Мне хотелось плакать! Желанный билетик уплывал у меня на глазах. Тогда я решила воззвать к совести бессовестного «Быкова»:
— Как вы можете отдавать билеты этим людям? Ведь они не на спектакль сюда пришли! Им не нужен ТЕАТР, а мне — нужен!
И, в качестве последнего убойного аргумента, распахнув меха, выпалила:
— Посмотрите на меня — я… в БУСАХ!
Немая сцена «к нам едет ревизор»: деляги обомлели, незадачливый «Быков» растрогался и продал один билет мне. С накруточкой, правда, которую потом, надо отдать ему должное, компенсировал в антракте двумя бокалами шампанского. В очереди в буфет мы оказались рядом, потупив глаза, стыдливо предлагая угоститься еще и бутербродами с колбасой, Лжедмитрий явно желал познакомиться поближе. Разумеется, я ему отказала, гордо удалившись в своих бусах к столику, где меня ожидала подруга. Стоит ли говорить, с игристым или без — настроение у нас обеих было игривым, а аплодисменты артистам бурными!
Вы прослушали прелюдию к главной теме выпуска: Дресс-код в театре.
Вы будете удивлены, но на сегодняшний день, единственный московский театр, который открыто и категорично предъявляет требования к внешнему виду зрителей — это МОДЕРН, худрук которого известен как большой эстет — Юрий Грымов.
Больше ни в каком другом театре, даже в Большом (!) на главной странице официального сайта вы не увидите правил дресс-кода. Они, вероятно, есть, но не у всех. И чтобы с ними ознакомиться, нужно ещё постараться их найти. А в Модерне — открываете, листаете (афишу с ближайшими датами спектаклей), вам тут же по глазам бьют красные знаки, запрещающие стоянку, парковку шорты и сандалии. Под ними запись о том, что в театре «принят умеренный дресс-код» (чья-то принципиальность всё-таки дала трещину, ещё пару лет назад формулировка была жёстче):
А вот, как излагает «Правила посещения театра» Большой:
«Вечерние туалеты и демократичные образы одинаково уместны в современном театре. На фоне торжественной театральной обстановки вам может быть некомфортно в спортивной одежде, а зрители, сидящие за вами, вряд ли оценят высокую шляпу. Будьте готовы к тому, что в майке, шортах и шлепанцах вас не пропустят в зрительный зал».
Ну, что сказать? Формально отсутствующие правила дресс-кода не отменяют рефлексии по поводу:
— В чём пойти в театр? Что надеть на премьеру? Открытая спина и бриллианты? Casual-стиль или достаточно будет сочетать джинсы и «black-tie»?
Все понимают, что в эпоху зумеров и тиктокеров, со всеми вытекающими, глупо настаивать на каком-либо дресс-коде, в конце концов, это бесполезно и отчасти даже негуманно. Театральные сцены с мировым именем давно пошли на попятную в этом вопросе, так, к примеру, администрация лондонского Shakespeare Theatre Company считает: «Лучше пусть наши зрители приходят в джинсах и свитерах, чем совсем не приходят из-за того, что переживают, что они неподобающим образом одеты». Согласитесь, такая позиция как бы примиряет обе стороны на баррикадах. Где одни эксперты мнения определяют привычку «одеваться» в театр пережитком прошлого, а другие, выделяя балет и оперу в отдельный «торжественный жанр», отказываются сами и запрещают другим нарушать исторически сложившийся «театральный дресс-код», дабы, как высокопарно они говорят: «не снижать пафос мероприятия».
Подведём итоги.
Дамы и господа! Леди и джентльмены! Не ждите совета и понимания, нет истины в последней инстанции, ищите «золотую середину», слушайте свой внутренний голос, неустанно занимайтесь саморазвитием, ведь нет предела совершенству. И на встречу с прекрасной Мельпоменой попробуйте всё же принарядиться, поверьте, это станет лично для вас более глубоким погружением в атмосферу театральной постановки.
А я, дабы несколько снизить градус пафоса затронутой темы, подскажу три ярких февральских премьеры, чтобы у вас появился удобный случай «на людей посмотреть и себя показать».
1. ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА в театре на Таганке https://tagankateatr.ru/repertuar/Vesyolie-rebyata?ysclid=ls0j93ifaz405434574
Режиссёр Денис Азаров, ранее в этом жанре не замеченный, пробует себя в мюзикле. Критика постановки пока невнятная, не станем ориентироваться на разноголосье посмотревших, давайте просто вспомним первую музыкальную кинокомедию, снятую в СССР в 1934 году Григорием Александровым со звёздами экрана первой величины — Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой. И попробуем пересмотреть эту историю спустя 90 лет из сегодняшнего 2024-го, на сцене легендарной Таганки.
2. ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ Театр Ермоловой https://www.ermolova.ru/repertoire/view/190/?ysclid=ls0je42yo7363281769
Премьера состоялась 25 января, режиссёр Марина Брусникина признаётся: «Люблю вызовы и люблю разгадывать загадки, а это, конечно, вызов, и, конечно, загадка».
Любопытный факт — впервые роман Владимира Набокова «Приглашение на казнь» был поставлен в театре Ермоловой в 1989 году Валерием Фокиным.
Про МАДАМ БОВАРИ Антона Фёдорова расскажу после того, как посмотрю сама, это случится уже вот-вот, не хочу забегать вперёд.
3. ПИГМАЛИОН Бернарда Шоу в Театре Сатиры https://satire.ru/pigmalion?ysclid=ls0jjjirgv416105115
Режиссёр и художник постановки Виктор Крамер, он же — автор спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» по пьесе собственного сочинения, написанной при участии Константина Хабенского, с Константином Юрьевичем, собственно, в главной роли, в МХТ имени А. П. Чехова (2021).
На странице спектакля пишут: «Это гротескная и одновременно пронзительная история любви двух сильных личностей: любовь-битва, любовь-страсть, любовь-буффонада. Зрители увидят классическую постановку пьесы Бернарда Шоу в современном прочтении. Режиссёр создал на сцене футуристическую лабораторию звука и разнообразил архаичную лексику главной героини узнаваемым сленгом».
Чтобы красиво завершить опус, логично будет поставить картинку с принарядившимися, согласно классическому дресс-коду, театралами XIX века. Press the art button, enjoy!
«Ложа», Пьер Огюст Ренуар (1874)
Московский Художественный театр. 125 лет на сцене
Юбилейный альбом, посвященный 125-летию Московского Художественного театра, открытого 14 (26) октября 1898 года. В книгу вошли рассказы о 125 знаковых спектаклях МХТ за 125 лет существования театра, а также более 450 фотографий из архивов Музея МХАТ и театра исторического и современного периодов. Предисловие художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Константина Юрьевича Хабенского.
Я - зритель!
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, зачем люди ходят в театр? Едва вы зададитесь этим простым вопросом, как возникнут более сложные: что на самом деле покупает зритель, когда отдает деньги за билет? Какая потребность заставляет его выбрать тот или иной театр и спектакль? почему иногда он чувствует себя обманутым? Ответить честно на эти вопросы очень сложно. Порой "правильная версия себя" подсказывает нам красивые ответы про "приобщение к культуре" вместо правдивых - "я хочу нахохотаться на год вперед" или "у меня однообразная, пресная жизнь". Эта книга поможет вам разобраться в ваших потребностях, понять, какие из них не находят удовлетворения в повседневности и чем вам в этом может помочь театральное искусство. А также расскажет, как опытные театралы извлекают максимум удовольствия и пользы из похода в театр. И тогда вы получите ответ на главный вопрос: как "прокачать" себя с помощью театра?
Краткая история театра
Книга Филлис Хартнолл, британской поэтессы и исследовательницы театра, автора первых театральных энциклопедий на английском языке, считается классическим обзором истории сценических искусств от древности до наших дней. Живое и достаточно подробное изложение основных сведений о развитии драматургии, режиссуры, актерского искусства и театральной архитектуры делает ее незаменимым пособием для изучающих театр. Текст сопровождается множеством иллюстраций, дающих наглядное представление о затронутых в нем темах, а также справочным аппаратом.