Театральный  дресс-код.

Театральный дресс-код.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

— Анна Ахматова

Что мы видим? Налицо нарушение дресс-кода. Поговорим об этом.

Однажды бусы стали моим пропуском на топовый, аншлаговый спектакль в Московский художественный. Дело было так…

Ко мне в гости приехала подруга, и мы с ней напропалую театралили в «золотом квадрате» — Большая Садовая, Большая и Малая Дмитровки, Тверская. Настал черёд Камергерского. Билеты на спектакль «№13» (реж.В.Машков, в главной роли Евгений Миронов) разлетались как горячие пирожки, хотя ценник гуманностью к театралу со средним уровнем доходов не отличался. Каким-то чудом нам удалось отхватить целый один билетик (на балкон), а второй мы решили рискнуть — и купить перед спектаклем в кассе или у перекупщиков. Если не получится, рассудили мы, дерзнём и сами станем перекупщицами — продав единственный, честно приобретённый, втридорога.

И вот, искристый зимний вечер, нарядная театральная Москва, мы с подружкой в соболиных шубках и с накрашенными губами, вышагиваем «походкой от бедра» вдоль крыльца в храм Мельпомены взад и вперёд, выискивая глазами обладателя лишнего билетика. Мужчина с внешностью Дмитрия Быкова начинает неуверенно «банковать» — достаёт из-под полы из кармана несколько драгоценных листочков, разворачивает их в руке на манер карточного веера, торопливо и сбивчиво рассказывая собравшейся вокруг публике историю о том, что купил-де для коллективного похода с сотрудниками офиса, но не все оценили его великодушия и на культурное мероприятие попросту не явились. Не успел господин с билетами и глазом моргнуть, как перед ним выросли фигуры двух профессиональных дилеров (этих людей все настоящие театралы знают в лицо), и вежливо, но настойчиво, стали предлагать вдвое-втрое больше номинала. Мне хотелось плакать! Желанный билетик уплывал у меня на глазах. Тогда я решила воззвать к совести бессовестного «Быкова»:

— Как вы можете отдавать билеты этим людям? Ведь они не на спектакль сюда пришли! Им не нужен ТЕАТР, а мне — нужен!

И, в качестве последнего убойного аргумента, распахнув меха, выпалила:

— Посмотрите на меня — я… в БУСАХ!

Немая сцена «к нам едет ревизор»: деляги обомлели, незадачливый «Быков» растрогался и продал один билет мне. С накруточкой, правда, которую потом, надо отдать ему должное, компенсировал в антракте двумя бокалами шампанского. В очереди в буфет мы оказались рядом, потупив глаза, стыдливо предлагая угоститься еще и бутербродами с колбасой, Лжедмитрий явно желал познакомиться поближе. Разумеется, я ему отказала, гордо удалившись в своих бусах к столику, где меня ожидала подруга. Стоит ли говорить, с игристым или без — настроение у нас обеих было игривым, а аплодисменты артистам бурными!

Вы прослушали прелюдию к главной теме выпуска: Дресс-код в театре.

Вы будете удивлены, но на сегодняшний день, единственный московский театр, который открыто и категорично предъявляет требования к внешнему виду зрителей — это МОДЕРН, худрук которого известен как большой эстет — Юрий Грымов.

Больше ни в каком другом театре, даже в Большом (!) на главной странице официального сайта вы не увидите правил дресс-кода. Они, вероятно, есть, но не у всех. И чтобы с ними ознакомиться, нужно ещё постараться их найти. А в Модерне — открываете, листаете (афишу с ближайшими датами спектаклей), вам тут же по глазам бьют красные знаки, запрещающие стоянку, парковку шорты и сандалии. Под ними запись о том, что в театре «принят умеренный дресс-код» (чья-то принципиальность всё-таки дала трещину, ещё пару лет назад формулировка была жёстче):

А вот, как излагает «Правила посещения театра» Большой:

«Вечерние туалеты и демократичные образы одинаково уместны в современном театре. На фоне торжественной театральной обстановки вам может быть некомфортно в спортивной одежде, а зрители, сидящие за вами, вряд ли оценят высокую шляпу. Будьте готовы к тому, что в майке, шортах и шлепанцах вас не пропустят в зрительный зал».

Ну, что сказать? Формально отсутствующие правила дресс-кода не отменяют рефлексии по поводу:

— В чём пойти в театр? Что надеть на премьеру? Открытая спина и бриллианты? Casual-стиль или достаточно будет сочетать джинсы и «black-tie»?

Все понимают, что в эпоху зумеров и тиктокеров, со всеми вытекающими, глупо настаивать на каком-либо дресс-коде, в конце концов, это бесполезно и отчасти даже негуманно. Театральные сцены с мировым именем давно пошли на попятную в этом вопросе, так, к примеру, администрация лондонского Shakespeare Theatre Company считает: «Лучше пусть наши зрители приходят в джинсах и свитерах, чем совсем не приходят из-за того, что переживают, что они неподобающим образом одеты». Согласитесь, такая позиция как бы примиряет обе стороны на баррикадах. Где одни эксперты мнения определяют привычку «одеваться» в театр пережитком прошлого, а другие, выделяя балет и оперу в отдельный «торжественный жанр», отказываются сами и запрещают другим нарушать исторически сложившийся «театральный дресс-код», дабы, как высокопарно они говорят: «не снижать пафос мероприятия».

Подведём итоги.

Дамы и господа! Леди и джентльмены! Не ждите совета и понимания, нет истины в последней инстанции, ищите «золотую середину», слушайте свой внутренний голос, неустанно занимайтесь саморазвитием, ведь нет предела совершенству. И на встречу с прекрасной Мельпоменой попробуйте всё же принарядиться, поверьте, это станет лично для вас более глубоким погружением в атмосферу театральной постановки.

А я, дабы несколько снизить градус пафоса затронутой темы, подскажу три ярких февральских премьеры, чтобы у вас появился удобный случай «на людей посмотреть и себя показать».

1. ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА в театре на Таганке https://tagankateatr.ru/repertuar/Vesyolie-rebyata?ysclid=ls0j93ifaz405434574

Режиссёр Денис Азаров, ранее в этом жанре не замеченный, пробует себя в мюзикле. Критика постановки пока невнятная, не станем ориентироваться на разноголосье посмотревших, давайте просто вспомним первую музыкальную кинокомедию, снятую в СССР в 1934 году Григорием Александровым со звёздами экрана первой величины — Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой. И попробуем пересмотреть эту историю спустя 90 лет из сегодняшнего 2024-го, на сцене легендарной Таганки.

2. ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ Театр Ермоловой https://www.ermolova.ru/repertoire/view/190/?ysclid=ls0je42yo7363281769

Премьера состоялась 25 января, режиссёр Марина Брусникина признаётся: «Люблю вызовы и люблю разгадывать загадки, а это, конечно, вызов, и, конечно, загадка».

Любопытный факт — впервые роман Владимира Набокова «Приглашение на казнь» был поставлен в театре Ермоловой в 1989 году Валерием Фокиным.

Про МАДАМ БОВАРИ Антона Фёдорова расскажу после того, как посмотрю сама, это случится уже вот-вот, не хочу забегать вперёд.

3. ПИГМАЛИОН Бернарда Шоу в Театре Сатиры https://satire.ru/pigmalion?ysclid=ls0jjjirgv416105115

Режиссёр и художник постановки Виктор Крамер, он же — автор спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» по пьесе собственного сочинения, написанной при участии Константина Хабенского, с Константином Юрьевичем, собственно, в главной роли, в МХТ имени А. П. Чехова (2021).

На странице спектакля пишут: «Это гротескная и одновременно пронзительная история любви двух сильных личностей: любовь-битва, любовь-страсть, любовь-буффонада. Зрители увидят классическую постановку пьесы Бернарда Шоу в современном прочтении. Режиссёр создал на сцене футуристическую лабораторию звука и разнообразил архаичную лексику главной героини узнаваемым сленгом».

Чтобы красиво завершить опус, логично будет поставить картинку с принарядившимися, согласно классическому дресс-коду, театралами XIX века. Press the art button, enjoy!

«Ложа», Пьер Огюст Ренуар (1874)

Московский Художественный театр. 125 лет на сцене

Московский Художественный театр. 125 лет на сцене

Юбилейный альбом, посвященный 125-летию Московского Художественного театра, открытого 14 (26) октября 1898 года. В книгу вошли рассказы о 125 знаковых спектаклях МХТ за 125 лет существования театра, а также более 450 фотографий из архивов Музея МХАТ и театра исторического и современного периодов. Предисловие художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Константина Юрьевича Хабенского.

2 080
2 190
Скидка 5%
Подробнее
Московский Художественный театр. 125 лет на сцене

Я - зритель!

Я - зритель!

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, зачем люди ходят в театр? Едва вы зададитесь этим простым вопросом, как возникнут более сложные: что на самом деле покупает зритель, когда отдает деньги за билет? Какая потребность заставляет его выбрать тот или иной театр и спектакль? почему иногда он чувствует себя обманутым? Ответить честно на эти вопросы очень сложно. Порой "правильная версия себя" подсказывает нам красивые ответы про "приобщение к культуре" вместо правдивых - "я хочу нахохотаться на год вперед" или "у меня однообразная, пресная жизнь". Эта книга поможет вам разобраться в ваших потребностях, понять, какие из них не находят удовлетворения в повседневности и чем вам в этом может помочь театральное искусство. А также расскажет, как опытные театралы извлекают максимум удовольствия и пользы из похода в театр. И тогда вы получите ответ на главный вопрос: как "прокачать" себя с помощью театра?

1 550
Подробнее
Я - зритель!

Краткая история театра

Краткая история театра

Книга Филлис Хартнолл, британской поэтессы и исследовательницы театра, автора первых театральных энциклопедий на английском языке, считается классическим обзором истории сценических искусств от древности до наших дней. Живое и достаточно подробное изложение основных сведений о развитии драматургии, режиссуры, актерского искусства и театральной архитектуры делает ее незаменимым пособием для изучающих театр. Текст сопровождается множеством иллюстраций, дающих наглядное представление о затронутых в нем темах, а также справочным аппаратом.

990
1 220
Скидка 19%
Подробнее
Краткая история театра