Третьяковская галерея. Николай Рерих. Проходит до 10 марта 2024 года.

Третьяковская галерея. Николай Рерих. Проходит до 10 марта 2024 года.

Выставку Рериха — живописца, археолога, фольклориста, философа и настоящего космополита — очень ждали, активно промоутировали, и я повелась. Всё-таки искусство этого художника хорошо вписывается в актуальные тематики исследования природы в изобразительном искусстве, а также ориентализма, который всё набирает обороты в последние годы. Плюс 2024 год будет ознаменован 150-летием со дня рождения Рериха, и именно этой дате посвящено событие.

 

Работы Рериха, которых суммарно наберётся более 5 тысяч, разбросаны по собраниям не только в России, но и по всему миру, поэтому собрать в одном пространстве хотя бы часть его произведений и создать выставку по всему его творчеству — дело не из лёгких (скорее даже невозможных), особенно если детально разбирать его насыщенную творческую жизнь. Экспозиция представляет около 100 работ из обширного наследия художника.

 

Я сходила на выставку в конце ноября; сказать, что было пусто, нельзя, но и аншлага также не наблюдалось, поэтому если успеете заглянуть в Третьяковку до праздников, есть шанс с комфортом обойти все залы.

 

Что нужно знать о Николае Константиновиче, прежде чем идти на выставку?

 

То, что его искусство одно из самых понятных для неподготовленного зрителя, поэтому даже если вы не прочтёте лонгрид перед входом в зал, то всё равно сможете понять, что происходит на полотнах. Рерих — художник конца XIX-го – начала XX-го вв., он творил преимущественно в стилях символизма и национального романтизма. Вспомните Врубеля и Васнецова, Рерих также достаточно хорошо вписывается в этот ряд. Период, в котором творил художник, отличался постоянными культурными, общественными и технологическими изменениями. С одной стороны, в тот виток истории многие творцы окунались в исследование своих корней и сосредотачивались на природе и её характере, с другой же, не делали упор на одном виде искусства, а охватывали как живопись, так и, в случае Николая Рериха, театральные декорации, что несомненно говорит об активном участии мастера в нескольких проектах одновременно. Важной составляющей творческого самовыражения Николая Константиновича была философия, и экспозиция являет нам художника не просто разностороннего, особо культурного, но также чрезвычайно любознательного и деятельного.  

 

Отдельно стоит остановиться на организации пространства выставки: она поделена на три части, две из которых — русская и индийская — несут символическую часть, а третья посвящена театральной сценографии. При входе на выставку вас встретит длинный сопроводительный текст, показавшийся мне не самым удобным способом знакомства с творчеством и жизнью художника. Правда это не мешало вдумчивому чтению многих посетителей, хотя, на мой взгляд, в такой форме едва ли что-то усваиваете.

 

Мне попались интересные решения расположения предметов искусства, например, «Богатырского фриза», который было легко осмотреть, где бы ты ни встал. Полукруглая стена, объединившая горные пейзажи, также приятно удивила продуманным расположением объектов. 

 

Вероятно, брать тему путешествий Николая Константиновича по Востоку было бы слишком очевидным, поэтому кураторы Третьяковской галереи решили сосредоточиться на театральных декорациях и эскизах к ним, разглядывать которые было весьма любопытно. Главным экспонатом выставки стала восстановленная панорамная декорация к «Половецким пляскам». Она достаточно нестандартно показана (но не буду спойлерить), тем не менее, посетители едва ли останавливаются для осмотра надолго, что странно, ведь по идее это действительно основной объект. 

 

Ну а мне все равно не хватило Востока; я глубоко убеждена, что если бы в экспозиции ему было отдано больше внимания и пространства, выставка стала бы настоящим триумфом творческого гения Рериха. Главные полотна одно удовольствие рассматривать и по отдельности, но если собрать их воедино, масштаб бы потрясал ещё больше.  Вероятно, часть важных полотен так и не удалось извлечь из областных музеев, так что впечатление от собрания остаётся как будто неполным. И всё же, исследование предметов театрального искусства Николая Рериха представляет большой интерес. Возможно, если бы выставка была посвящена именно и только ему, без двух первых залов, то выставка бы носила более цельный и аутентичный характер.

Жизнь вечная

Жизнь вечная

В настоящее издание вошли статьи Рериха разных лет. В этих работах автор рассуждает об истории культуры Древней Руси, о научных и этических вопросах, о духовном развитии человека. Книга в полной мере представляет все богатство, глубину и оригинальность авторской мысли.

165
330
Скидка 50%
Подробнее
Жизнь вечная

Агни-йога

Агни-йога

В настоящем издании вниманию читателей предлагается произведение, объединившее в себе основные положения учения Агни-йога. Существует множество интерпретаций этого удивительного текста, написанного необыкновенным, афористическим языком, от научно-философского до сугубо эзотерического. Однако в первую очередь книга Рериха обладает несомненными литературными достоинствами, благодаря чему приобрела десятки тысяч поклонников и до сих пор пользуется неувядающей популярностью не только в России, но и за рубежом.

140
280
Скидка 50%
Подробнее
Агни-йога