Выставки Москвы: куда сходить в конце зимы? Часть 1.
Выставка «Авангард: на телеге в XXI век». Музей русского импрессионизма (3 февраля - 22 мая 2022 г.)
Эта нашумевшая выставка - одно из самых громких арт-событий 2022 года. В продуманном пространстве Музея вас ждут картины русского авангарда: Василия Кандинского, Ильи Машкова, Варвары Бубновой, Бориса Григорьева и других.
Чего мы там не видели? - скажет образованный читатель. А мы ответим: в экспозицию вошли редкие картины, собранные в музейных фондах Москвы, Вятки, Петрограда более 100 лет назад. Непопулярные, не набившие оскомину искусствоведам, но оттого не менее впечатляющие.
В бурное послереволюционное время именно эти произведения были отобраны для передвижной выставки по семи губерниям и на телегах отправились в Яранск, где надолго осели, – власти решили, что жителям тех самых семи губерний важнее поднимать производство, нежели любоваться картинами.
Более века потребовалось, чтобы «телеги с картинами» наконец доехали до массового зрителя. Так что «На телеге в XXI век» – это не только возможность увидеть редкости русского авангарда, но и настоящая машина времени.
А вот и книги, которые помогут разобраться в авангардном искусстве:
Точка и линия на плоскости
Автобиографическая повесть «Ступени» и теоретическое исследование глубинных основ художественного языка «Точка и линия на плоскости» написаны В. Кандинским, одним из крупнейших художников XX века, открывшим историю русского авангарда. Эти тексты составляют важную часть теоретического исследования мастера, позволяют глубже и полнее понять суть его художественного творчества.
Черный квадрат
Казимир Северинович Малевич (1879–1935) – художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства. Он стал основоположником супрематизма (от лат. Supremus – наивысший) – одного из ранних проявлений абстрактного искусства, основанного на комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. В сборник вошли статьи К. С. Малевича об искусстве, а также манифесты и декларации.
Абстрактное искусство. Всеобщая история
Абстрактное искусство всегда уходит корнями в опыт реального мира. Так начинается смелое новое исследование искусствоведа Пепе Кармела о происхождении и эволюции абстрактного искусства. Начиная с обсуждения пионеров абстракции, книга проходит стандартную хронологическую структуру, чтобы исследовать тему через пять предметных категорий; тела, ландшафты, космологии, архитектура, знаки узоры. Каждая категория далее делится на ряд тем; тотемы, органы, украшения, каллиграфия и др. В основе книги лежит желание продемонстрировать новые подходы к абстрактному искусству, исследуя широкую и многогранную вселенную таких художников как Василий Кандинский, Ибрагим эль-Салахи, Карлос Круг-Диас, Шон Скалли и др.
Isms: understanding art
Understanding Art is the perfect pocket-sized guide for gallery and museum lovers who have a general interest in the arts, but not necessarily any formal education in the visual arts. With this portable and indispensable tool in hand, anyone can guide themselves through the world's prestigious museums and major art collections and recognize and intelligently discuss the significant movements that have shaped the world of art.
Using an informative and engaging style with informal and direct tone, each of the numerous "isms" that are used to define-but often misleadingly cloud-art movements are explained in simple terms and made accessible to the casual art lover. Readers are encouraged to think of styles as useful tools for conversation and exploration rather than as hard and fast academic definitions, and to relate to the art itself rather than to a merely conceptual idea.
Each spread is devoted to a single art historical period and begins with an introduction that explains when the movement first emerged, the historical period to which it applies, and the principal disputes over its applicability, usefulness, or significance. The rest of the chapter is divided into several sections illustrating the most important artists and works within the period, related key words, and illustrations that best represent the distinctive features. This comprehensible structure makes it possible for any reader to gain a clear understanding of Classicism or Cubism while sitting in a cafe or visiting a gallery.
Рогинский Михаил 1931 - 2004
Рогинский - один из создателей современного национального изобразительного языка с присущим ему лаконизмом средств, концептуальной отчетливостью и внутренней экспрессией. Мало кем признаваемый в 1960-е годы, Рогинский оказался одним из самых значимых авторов московской художественной сцены. Отказываясь от московской живописной традиции, призванной нести не только смыслообразующие, но и духовные качества, Рогинский заново открывает саму эссенцию живописности - теперь он пишет бытийственную картину, наполненную порой глубокими экзистенциальными переживаниями, вкладывая в нее всю мудрость постижения жизни.